Российские студенты рассказали, какие вузы скоро закроют. За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений Что делать если закрыли направление в вузе

17.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
Студенты Краснодарского мединститута просят Владимира Путина сохранить вуз

Инициативная группа студентов Краснодарского муниципального медицинского института высшего cестринского образования создали петицию , адресованную президенту РФ, а также главам СКР и Генпрокуратуры РФ, где просят не закрывать вуз.

«Кто будет лечить людей?!» В БСМП Петрозаводска массово увольняются врачи, руководство скрывает критическую ситуацию

«Кто будет лечить людей?!» В БСМП Петрозаводска массово увольняются врачи, руководство скрывает критическую ситуацию

К нам в редакцию обратилась недовольная пациентка, которая в настоящий момент проходит лечение в БСМП. На условиях анонимности она сообщила, что несколько дней назад из больницы массово уволились хирурги и лечить людей по сути некому.

Вузы разделят на категории по качеству Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

Вузы разделят на категории по качеству Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

В высшем образовании идут нешуточные споры. А все потому, что вдруг пересеклись интересы сразу нескольких групп людей в вузовском сообществе, да и собственно в чиновничьем аппарате. Видимый предмет спора – аккредитация и лицензирование высших ученых заведений. Скрытый – движение финансовых потоков.

В России отчислили половину вузов За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений


В России отчислили половину вузов За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений

За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину - на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов - на 80%. В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров».

«Зачистка» вузов или борьба за качество образования Депутаты и эксперты предлагают запретить закрывать вузы в течение учебного года

«Зачистка» вузов или борьба за качество образования Депутаты и эксперты предлагают запретить закрывать вузы в течение учебного года

Трём государственным вузам Рособрнадзор запретил приём студентов - это Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, а также Орловский государственный аграрный университет имени Н.А. Парахина. Каковы причины и что делать в этой ситуации абитуриентам, студентам и преподавателям?

Пощадит ли Минобразования «репрессированные» вузы


Пощадит ли Минобразования «репрессированные» вузы

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки России (Рособрнадзор) запретила прием студентов в пять высших учебных заведений. Одно заведение полностью лишено аккредитации, у другого приостановлено действие лицензии. По мнению специалистов, как студентам, так и профессорам паниковать пока рано.

Минобрнауки отменило решение слить Геологоразведочный университет с Губкина Геологи назвали это «счастьем»


Минобрнауки отменило решение слить Геологоразведочный университет с Губкина Геологи назвали это «счастьем»

Как стало известно «МК», приказом Минобрнауки №1501 от 30 ноября запланированное ранее слияние Геологоразведочного университета с непрофильным ему «нефтяным» вузом отменено окончательно и бесповоротно. Тем самым один из старейших университетов России сохранит уникальную геологоразведочную школу и достойно отпразднует свое столетие.

Которые нарушают права людей на качественное образование».

Этому заявлению предшест­вовали и их филиалами. Например, в станице Вёшенская Ростовской обл. за последние пять лет открылись представительства четырёх вузов, три из которых поселились в одном здании - местной библиотеке им. Шолохова. Как выяснилось, некоторые «головные» вузы о существовании «филиалов» даже не подозревали. Похожая ситуация сложилась в Свердловской обл. А один частный университет Иркутска преподавал программу, полностью «списанную» у Высшей школы экономики (ВШЭ), и немало на этом зарабатывал.

Вузовские чистки

Но, судя по всему, закрытие коснётся не только откровенно мошеннических организаций, которые незаконно работали под брендом известных учебных заведений. Ими должны заняться правоохранительные органы. Оптимизация же пройдёт гораздо шире. И она уже началась. «О каких вузах может идти речь? Во-первых, об аттестации филиальной сети, - поясняет Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ . - У нас на тысячу вузов приходится около 3000 филиалов. В среднем по 11 филиалов у гуманитарных вузов и по 3-4 у технических. Во-вторых, о вузах, которые . Нужны тщательные проверки на соответствие вуза аттестату. Отобрать лицензию у вуза сложно. Сначала нужно ответить на вопрос: а студентам куда деваться, тем более если они уже оплатили обучение? Вопрос требует проработки».

Тем не менее, по некоторым данным, из тысячи вузов власти планируют через несколько лет оставить около трети, выкорчёвывая, как выразился один из высших чиновников, вузы-«поганки». Однако не все эксперты согласны, что слабые вузы нужно только закрывать.

«Сама идея закрытия вузов неправильная, - считает Марк Агранович, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования . - Надо закрывать не вузы, а программы. В одном вузе могут быть две хорошие программы, а 15 - дрянь. Скажем, в областном вузе сохранилась старая школа преподавания литейного дела. Её нужно сохранить. Что значит «плохая программа»? Это значит, что п . Не жалко тогда их и выставить, если они имеют наглость преподавать то, в чём не разбираются. Если студент приходит в вуз, а его обманывают, то такому вузу не место в системе высшего образования. Если в вузе из всех программ останется только одна хорошая, то его можно присоединить к более крупному. Нужно создавать системы внешней оценки качества вместо сегодняшней формальной аккредитации вузов».

Откуда «левые»

Возникают и другие вопросы. Если сейчас, по данным специалистов, высшим образованием охвачено 80-90% населения, то не получится ли, что из-за уменьшения числа вузов снизится доступность выс­шего образования, особенно для детей из регионов? И как результат - понизится общий интеллектуальный уровень населения.

«Почему «левые» вузы востребованы? - задаётся вопросом Кирилл Митрофанов, руководитель Центра независимой оценки качества образования ФИРО . - Самый простой ответ: продаются «корочки». Идёт снижение ценности высшего образования и дипломов. Человек с дипломом ничем не отличается от человека без него. Второй момент: мальчики идут в любой вуз, чтобы избежать прелестей организации под названием «армия», а девочки - вслед за ними, на поиски мужа. Ведь там образованная девушка имеет больше шансов выйти замуж за образованнного мужчину. Но даже у псевдовысшего образования есть позитивные аспекты. Например, почему многие бизнесмены даже продавцами в «ларёк» охотнее берут девушек с выс­шим образованием, чем ? Потому что у них более высокий культурный уровень, они разговаривают по-другому. Кстати, исторически высшее женское образование появилось для того, чтобы женщина могла грамотно общаться в семье - с прислугой (ставить цели гувернанткам, экономкам), детьми. Можно просто уничтожить слабые вузы, а можно заняться . Мы начинаем догонять по общему образованию европейские страны. В Европе учатся 12-14 лет, у нас - 9-10. Так пусть наши дети добирают недостающее за счёт 3 лет бакалавриата. А дальше уже по желанию - магистратура, а лучше не одна. И вообще, пока не сформулирована цель («Для чего это делается?», а не «Почему?»), сокращение вузов напоминает «зачистку».

Очевидно, что должна быть нацелена на повышение качества, а не на сокращение количества. Один из главных аргументов властей - якобы так много вузов иметь экономически неоправданно. Их больше, чем студентов. Ведь 5-6 лет назад у нас было 1,5 млн выпуск­ников школ, в прошлом году - 730 тыс.

Но не получится ли как с ? В 90-е, когда рождаемость в стране упала на рекордно низкий уровень, детские сады массово закрывались, помещения продавались, сдавались в аренду. А сегодня начался обратный процесс: за 2007-2011 гг. рождаемость выросла почти на 20%, мест в садах катастрофически не хватает, в результате строят новые, пытаются вернуть и отремонтировать старые. Но ведь эти малыши через 10-15 лет пойдут в вузы. Опять будем начинать выстраивать необходимое количество институтов заново?

Депутаты и эксперты предлагают запретить закрывать вузы в течение учебного года

Трём государственным вузам Рособрнадзор запретил приём студентов - это Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, а также Орловский государственный аграрный университет имени Н.А. Парахина. Каковы причины и что делать в этой ситуации абитуриентам, студентам и преподавателям?

Все «несчастливые» вузы несчастливы по-своему

Частные вузы тоже не обошли мартовские проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — у Кисловодского института экономики и права прекращено действие лицензии, а у Санкт-Петербургского института гуманитарного образования оно приостановлено. Частично лишён государственной аккредитации Московский филиал Российской международной академии туризма.

Причины закрытия вузов и приостановления их деятельности самые разные, говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина . «Как известно, все счастливы одинаково, а несчастливы по-своему. Каким-то вузам не хватает материально-технической базы, где-то имеет место невыстроенность учебного процесса или не очень высокие результаты - у каждого причина своя», - объясняет она. Проверки Рособрнадзора - обычное дело, они проходят каждый месяц. И ведомство действует в строгом соответствии с существующей нормативной базой, заверила Духанина.

Как сообщили в СПбГИКиТ, запрет на приём студентов для них чисто техническая, временная мера. «У нас только что была проверка Рособрнадзора. Выявлены замечания, обычно это автоматически означает приостановку приёма до того, как мы их исправим»,- сообщил в СМИ проректор этого вуза Дмитрий Барсуков . Замечания Рособрнадзора институт, по его словам, планирует устранить в начале апреля, а летний приём абитуриентов СПбГИКиТ отменять не намерен.

В официальном обращении ректората, размещённом на официальном сайте вуза, говорится, что «Рособрнадзором был сделан ряд замечаний, касающихся оформления научных работников института на работу, оформления договоров, заключённых со студентами, и содержания сайта института». «Эти замечания не являются существенными, носят технический характер и не касаются образовательной и иной деятельности института, учёбы студентов и педагогической деятельности преподавателей», - добавили в СПбГИКиТ.

Иная ситуация в Кисловодском институте экономики и права, который решением суда лишён лицензии, - его образовательная деятельность, по существу, прекратилась ещё в прошлом году, говорит ректор института Азнаур Дудов.

«Я уже давно перевёл студентов в другие вузы, институт прекратил свою образовательную деятельность. Но мы не торопимся его закрывать, ещё пару лет надо вуз держать, пока люди обращаются к нам за справками, с запросами по поводу того, что они у нас обучались», - рассказывает ректор.

Лицензия отобрана по решению суда, бороться за её восстановление бесполезно, говорит он. «Наверное, пришло время нашего вуза… К этому времени в нашем регионе уже закрыли практически все частные вузы», - добавил он. В последний раз, по его словам, в институт приехала комиссия, сделала замечания, и уже через три дня в газетах появились материалы о том, что в вузе приостановлена аккредитация по причине выявленных замечаний.

«Таким образом, сразу морально убивается вуз, понимаете? В предыдущую проверку нам давался месяц, и мы исправили все замечания. В любом вузе можно найти ошибки и недоработки, - говорит Дудов. - В последние годы есть тенденция к сокращению частных вузов. Может, с самого начала надо было планку требований к ним поднять?»

Попробуйте 2000 студентов куда-то перевести…

Перед вузами, деятельность которых прекращается, встаёт серьёзная проблема - как устроить студентов в другое учебное заведение. «Я писал письмо в Рособрнадзор - дайте возможность учебный год закрыть. Когда закрывается вуз в середине учебного года, очень тяжело перевести студентов. Мы же не одного студента переводим, попробуйте 2000 перевести по вузам. Это огромная проблема», - сетует Дудов.

Кто мешает Рособрнадзору сообщить вузу, что его скоро закрывают и дать возможность студентам доучиться 4-5 месяцев до конца учебного года? Тем более что процесс закрытия вуза очень долгий, он идёт пошагово - сначала приостановление аккредитации, потом приостановление набора, затем приостановление лицензии через суд, поясняет ректор.

«Законодателям надо подумать над тем, чтобы закрытие вузов происходило по окончании учебного года, чтобы у студентов была возможность завершить учебный год и профессорско-преподавательскому составу за летний период найти себе новое место работы», - также соглашается замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Профильный думский комитет, по её словам, на прошлой неделе уже обсуждал этот вопрос.

Под «топор» попадают и нормальные вузы

Установку Правительства на резкое сокращение количества вузов надо менять, уверен первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин .

По Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы количество вузов за эти годы должно сократиться на 40 процентов, а филиалов - на 80, напоминает депутат. «По данным Рособрнадзора с лета 2014-го до весны 2016-го закрыто 1100 вузов и филиалов - было 2500, стало 1400. При этом количество вузов в США, например, в расчёте на душу населения примерно вдвое больше, чем в России», - сказал парламентарий. Проблема здесь не в Рособрнадзоре, а общей установке Правительства на сокращение количества вузов и филиалов, считает он.

«Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие», - констатирует Смолин. И значительная часть студентов лишается возможности продолжить учёбу, уверен он. Некоторые из них не могут перевестись в другой вуз, если, к примеру, в не очень большом городе закрываются все филиалы.

Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие.

Вторая ситуация - студенты из частных вузов не могут перевестись в государственные, поскольку Минобразования установило планку, ниже которой нельзя брать плату за обучение в госвузах. В частных вузах, как это ни парадоксально, стоимость часто бывает ниже…

«Думаю, ФЦП развития образования нужно менять, и положение о резком сокращении количества вузов из неё исключать. Борьба за качество образования не должна превращаться в борьбу против права на образование», - считает политик. В противном случае мы можем получить большое количество молодёжи без работы и без возможности учиться. Этот вопрос может оказаться вопросом политической стабильности. «Не думаю, что в период кризиса мы должны искусственно сворачивать систему образования. Все страны с рыночной экономикой, начиная с США времён Рузвельта, поступали прямо наоборот», - заключил он.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования, вуз обязан прекратить образовательную деятельность.

В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать документы собственного образца. При этом вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

При приостановке или аннулировании лицензии, а также приостановлении или лишении образовательной организации государственной аккредитации учредитель вуза обязан обеспечить перевод обучающихся, с их письменного согласия, в другие высшие учебные заведения на имеющие госаккредитацию программы по аналогичным направлениям подготовки с сохранением всех условий обучения (форма и курс, а также стоимость обучения).

Приём в образовательную организацию запрещается в случае неисполнения предписаний Рособрнадзора.

Запрет на приём обучающихся не налагает иных ограничений на образовательную деятельность вуза.

Типовые нарушения, выявляемые во время лицензионного контроля:

  • отсутствие документов, подтверждающих право пользования зданиями и территориями;
  • невыполнение требований ФГОС в отношении материально-технического обеспечения, образовательных программ и помещений;
  • нет компьютеров, подключенных к сети Интернет;
  • не оборудованы мастерские и лаборатории;
  • нет тренажёров, тира;
  • нет демонстрационного оборудования для проведения лекций;
  • не разработаны основные и дополнительные образовательные программы;
  • уровень профессиональной подготовки не соответствует должности сотрудника;
  • не все учащиеся обеспечены доступом к электронным обучающим материалам;
  • отсутствуют преподаватели, отвечающие за формирование у обучающихся профкачеств по выбранной профессии, самостоятельности, творческих способностей и инициативы;
  • в расписание занятий не включён длительный перерыв для приёма пищи.

Закрытие высшего учебного заведения – это в наше время не редкость. По закону этот процесс должен соблюдать массу нюансов, которые целиком и полностью должны отражать интересы студентов. Только представьте, что вы несколько лет отдали обучению в определенном ВУЗе, платили туда деньги, посещали лекции и сдавали ненавистную сессию, и в одночасье ваши мечты могут разрушиться только потому, что ВУЗ закрывается. Что вам делать в такой ситуации? Попробуем разобраться.

Чтобы ВУЗ прекратил свою работу, для этого должны быть невероятно веские основания, которые не предполагают иного выхода, как только ликвидация учебного заведения. Есть определенный установленный законом порядок закрытия ВУЗа.

Как закрывается учебное заведение

В законодательстве, а именно, в статье об образовании есть порядок ликвидации учебного заведения. Выгладит он следующим образом:

сначала принимается единое решение всех руководителей учебного заведения о его ликвидации;
на втором этапе должен осуществиться подбор альтернативных мест для обучения тех студентов, которые обучаются в ликвидируемом ВУЗе;
далее составляется акт о том, что ВУЗ закрывается. Это также может быть соответствующее положение;
после составления акта, все учащиеся должны быть уведомлены о причинах закрытия ВУЗа и о способах их перевода в другие ВУЗы, которые поддерживают те специальности, на которых они обучались ранее;
руководство ликвидируемого ВУЗа передает списки учащихся в другие образовательные учреждения для их зачисления.

Решение о том, что ВУЗ подлежит ликвидации, принимается всеми его соучредителями. Этот

Акт о закрытии должен быть вывешен на доске объявлений. Также копии этого акта должны быть в обязательном порядке распределены в интернете на сайте учебного заведения. Кроме учащихся, уведомить о закрытии ВУЗа должны еще и преподавателей. Это можно сделать в устной или письменной форме. Образовательное учреждение обязано передать принимающему все необходимые документы. На их основании принимающий субъект издает приказ о зачислении учащихся из другого образовательного учреждения в связи с его ликвидацией.

Все личные дела студентов передаются в другой ВУЗ, где на их основании формируются новые. Личные дела обязательно должны содержать выписку из приказа о ликвидации учреждения, из которого принимаются учащиеся.

Вуз может быть ликвидирован по нескольким причинам. В большинстве случаев эти причины связаны с оформлением необходимой документации. Среди основных причин можно выделить:

аннулирование лицензии ВУЗа на оказание образовательной деятельности;
лишение ВУЗа государственной аккредитации;
отказ в предоставлении нового документа об аккредитации;
окончание срока действия аккредитации.

Эти причины могут быть также основаны и на временной ликвидации или закрытии ВУЗа. На это время студенты мобилизуются в другой аналогичный ВУЗ, собственно, как и преподавательский состав.

Особенности ликвидации высших учебных заведений

Когда происходит закрытие ВУЗа, то самым острым становится вопрос о дальнейшей судьбе студентов, так как все такие действия должны выполняться только в интересах ВУЗа. всем студентам, которые обучались в таком месте, должен предоставляться шанс доучиться без потери собственного времени и средств.

Когда ВУЗ ликвидируется или временно закрывается, начинается процесс перевода студентов из одного ВУЗа в другой. Согласно действующему закону, учреждение издает приказ о переводе студентов в принимающие ВУЗы только после письменного согласия учащихся. Обязательным будет и приказ об исключении из данного ВУЗа по причине прекращения его деятельности.

Но не всегда выбранный для студента ВУЗ полностью его устраивает. По закону он имеет право от него отказаться. Этот нюанс также решается с использованием внутреннего регламента ВУЗа и, безусловно, законодательства. Если студент отказывается в письменной форме от предложенной альтернативы обучения, образовательное учреждение не несет ответственности за его последующий перевод и обучение. Помимо этого, студентам на контрактной основе обучения должны быть возвращены все оплаченные средства за будущее обучение. Простыми словами, если студент выбирает другой ВУЗ, тот, в котором он обучался, должен вернуть часть средств, за неиспользованные образовательные услуги.

Академическая разница в экзаменах

Когда студент переводится из одного ВУЗа в другой, то он должен сдать академическую разницу. Это те предметы, которых не было в предыдущем образовательном учреждении, но которые присутствуют в новом. Как правило в сдаче экзаменов нет ничего сложного, поскольку студентам ликвидированного ВУЗа дается достаточно времени на подготовку. Если у студента имеются определенные академические задолженности, которые он должен был сдать еще в первом ВУЗе, то ему предоставляется возможность их пересдать уже в новом ВУЗе. Если он этого не делает, то его попросту не принимают в новый ВУЗ.

В большинстве случаев ликвидация ВУЗа рассчитывается на тот период, чтобы студенты смогли возобновить свое образование с нового учебного года. Но есть форс-мажорные обстоятельства, когда восстанавливать свою учебу студент может и в середине года.

В заключении можно сказать, что особой разницы в образовании для студентов может и не быть. Разница заключается лишь в особенностях нового учебного учреждения, а также условиях перехода. Чаще всего, если студент находился на заочной форме обучения, то в принимающем ВУЗе он будет также учится на заочной форме. Естественно, при желании пишется заявление на имя ректора действующего принимающего ВУЗа.

Последние материалы сайта