Картотека дифференциации звуков ль й. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетании слов-действий

12.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук .

Произносить слова.

лавка - лямка
игла - земля
слон - силен
улыбка - улитка
лапа - шляпа
метла - петля
лук - люк
ел - ель
Юла - Юля
лоб - лед
лужа - Люда
угол - уголь
кулачок - светлячок
пилот - полет
клумба - клюква
стал - сталь

Произносить предложения и текст.

Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок - на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

По Л. Толстому.

Назовите детенышей животных: у льва - львята, у лисы - …, у лягушки - …, у лебедя - …, у тюленя - …, у косули - ….

Догадайся сам и загадай своим друзьям.

Я землю копала, ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
(Лопата)

Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет - белого найдет.
(Заяц и лиса)

Что за птица смелая по небу промчалась?
Лишь дорожка белая от нее осталась.
(Самолет)

Круглое, румяное с дерева упало,
Любе в рот попало.
(Яблоко)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
(Ёжик)

Закружится стоит или идет,
А если остановишь - упадет.
(Юла)

Повтори слова: лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза.
Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие - птиц, какие - растения? Что здесь может само двигаться и что не может?

Еще слова: платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие полы, класс, клок, ледяные глыбы, белые клавиши, клоун, флаг, флажок, флот.
Назови слова, которые обозначают одежду. Какие слова отвечают на вопросы: Кто? Что? Какие?

Говори, не торопись и, смотри, не ошибись.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.

Посадил дед лук, отрастил лук чуб.
Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука: слезы капают - у внука!

Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила: - не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, сказала Мила. - Я выплакиваю мыло.

Колокольчик.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

Белые лебеди.

Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди - облака.

1. «Слушай, не зевай» /Услышав звук Й, опустить руки вниз, звук Ль – руки поднять вверх»

Й – Ль - 1

ё, аль, ли, ой, я, ле, пли, оль, ай, уль, май, гель, лето, йод, мой, моль, мель, дай, яма, Лена.
2. «Запомни, повтори» /проговаривать по 3 – 5 раз/

3. Проговаривать /5 – 7 раз/, различая звуки Й и Ль:

1. «Слушай, не зевай»

Й – Ль - 2

ягоды, липа, пальма, юг, мой, соль, солянка, пойду, глина, синий, лебеди, ябеда, вылить, пьёт, Лена.
2. «Запомни, повтори» /5 – 7 раз/

3. Проговаривать/ 5-7 раз/

4. Игра «Я – Они» - Изменять слова по образцу, выделяя голосом звуки Й и Ль: Что делали вчера? И наоборот: Что я делаю?.

1. «Слушай, не зевай и показывай буквы»

Й – Ль - 3

клюква, поёт, салют, малютка, смешной, пилит, моет, магия, колено, фея, отдаёт, олень, юнга, лента, Геннадий.

2. Проговаривать / 5 7 раз/

3. Придумать предложения со словами:
- улей – Пчёлы живут в у. Пчела заетела в ле.

Папа смастерил лй дя пчё.
- Абоит - …
- беь - …
- ии - …

4. «От 1 до 5 /7/ и обратно» - ека /зеёна/й/ лейка/

5. «Запомни, повтори»

клей – линейка – лилия
улей – лей – бельё
талия – больной - Илья



1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

звуки Й – Ль - 4


2. Игра с мячом «Я …, ты …, он …»
- выивать воду из /зеёно/ еки


3. «Запомни, повтори»

ель – листья – выпиливают
аллея – июль – веселье
поехали – бледный - соболья

4. Придумать предложения со словами:

- отпиливают - …
- поливает - …
- выливает …
- поехал - …
- поехала …

1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

звуки Й – Ль - 5

ёгки/й/ поень/йа/, кеновая аея, юбимы ник, динна инека, купенна ь, угоная пы

*Если ребёнку трудно произносить слова, то их отхлопывают по слогам.

2. «От 1 до 7 /10/ и обратно» - длинная линейка, купена/й/ /й/

3. «Закончи предложение»

- Машины из гаража … /выехали/.
- Вокруг лужи машины … /объехали/.
- На мост машины … /въехали/.
- С моста машины … /съехали/.
- К дому машины … /подъехали/.
- В гараж машины … /въехали/.

4. Выучить

Ла Мила земянику, а меля ел клубнику.
- Тёплы халат ене маловат.

1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

звуки Й – Ль - 6

2. Образовывать слова «Какой? Какая? Какое?»

3. Проговаривать предложения
- я выивает воду из еки. – Илья наливает клей в банку.
- Лиля и Юля несут бельё за калитку. – Лиля поливает лилию из лейки.
- Юля и Илья гуляют по аллее.

4. Выучить
У меня сть ека,
О, кака/й/ ека,
Видеи вы еку нову мо?
едяно водо, тало водо
наполню и цветы по

- Какая вода? – Какую воду называют «талой»?

1. Послушать рассказ и ответить на вопросы полными предложениями.
Проговаривать и пересказывать рассказ / 3- 5 раз/
ины именины
етом у и быи именины. Гая и ена были у и на обеде. Они купии дя и тюпаны, евкои и иии. На обед я, Гая и ена и седку, котеты и бины. Пии дети имонад и кюквенны компот. Потом мама и папа и катаи дете на новом автомобие. /Ткаченко Т.А./

- У кого были именины? - Когда были именины?
- Кто пришёл в гости к Юле? - Что купили Юле её подруги?
- Что девочки ели и пили на обед? - Что девочки делали после обеда?

2. «Чей? Чья? Чьё?»
У и тюпаны. – Чьи это тюльпаны? – Это тюпаны.
У Гаи ь. – Чья это ель? - …
У ены ека. – Чья это лейка? - …
У ли хта. - …
У Лены ягоды. - …
У Гаи од. - …

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л-ЛЬ

ЛЯ-ЛЯ-ЛА ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА ЛЯ-ЛА-ЛЯ

ЛЁ-ЛЁ-ЛО ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО ЛЁ-ЛО-ЛЁ

ЛЮ-ЛЮ-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛЁ ЛЮ-ЛУ-ЛЮ

ЛИ-ЛИ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ ЛИ-ЛЫ-ЛИ

АЛЬ-АЛЬ-АЛ АЛ-АЛ-АЛЬ АЛ-АЛЬ-АЛ АЛЬ-АЛ-АЛЬ

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ ОЛ-ОЛ-ОЛЬ ОЛ-ОЛЬ-ОЛ ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ

УЛЬ-УЛЬ-УЛ УЛ-УЛ-УЛЬ УЛ-УЛЬ-УЛ УЛЬ-УЛ-УЛЬ

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ

ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА ПЛА-ПЛА-ПЛЯ ПЛА-ПЛЯ-ПЛА ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ

ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО ПЛО-ПЛО-ПЛЁ ПЛО-ПЛЁ-ПЛО ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ

ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ

ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ

АЛЯ-АЛЯ-АЛА АЛА-АЛА-АЛЯ АЛА-АЛЯ-АЛА АЛЯ-АЛА-АЛЯ

ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО ОЛО-ОЛО-ОЛЁ ОЛО-ОЛЁ-ОЛО ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ

УЛУ-УЛУ-УЛЮ УЛЮ-УЛЮ-УЛУ УЛУ-УЛЮ-УЛУ УЛЮ-УЛУ-УЛЮ

ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ

Слова

Лама – лямка – лапа – ляпис – лавка.

Лак – ляг – флаг – фляга – пламя – клякса.

Лог – лег – слог – силок – кулек.

Слон – клен – склон – поклон – силен.

Пилот – полет – налет – полоть.

Белый – белить – полынь – полить – улыбка – улитка.

Колун – салют – клумба – плуг – пл

Ел – ель Цел - цель

Пыл – пыль Стал - сталь

Был – быль Лыс - лис

Мел – мель Дал - даль

Мол – моль Лот - лед

Лак – ляг Лук - люк

Лог – лёг Ложка - лёжка

Налог – налег Флаги - фляги

Угол – уголь Галка - галька

Уголок – уголек Полка - полька

Тол – толь Волна - вольна

Гол – голь Намыл – намыль

Предложения

Попадешь в цель – останешься цел.

Литейщик стал плавить сталь.

Я там был и слушал быль.

Я голову мыл, а ты свою - мыль.

Он пальцы мне жал, а мне его жаль.

Милые белые лилии

В белых своих лепестках,

Плавают белые лилии

В мелких и плавных волнах.

Лодка скользнула над лилией,

Лилий коснулось весло,

Плавают белые лилии –

Лодку волной унесло.

У дома – ель, На грядке – лук, На ветке – галка,

А мальчик – ел. У дома – люк. На речке – галька,

На речке мель, У здания – угол, На стенке – полка,

А в школе – мел. А в печке – уголь. А танец – полька.

Стихи и скороговорки

В полёте Поля – пилот.

Коля купил Лике кило кильки.

Над лугом летели белые лебеди.

Нил мыл пол и ныл.

У теплой плиты Толя плетет лапти.

Толя под тополем

Пил топленое молоко.

У Беллы алая лента,

А у Аллы – белая.

У Коли – колун,

У Лики – кулон.

У Лиды легкое платье

И теплое пальто.

У Олежки тележка не желтая, а тяжёлая!

МЕДВЕДЬ БОЛОНКА

Ты куда идешь, медведь? В белых локонах болонка

В город, елку поглядеть! Лает тонко, лает звонко.

Да на что тебе она? Я болонке приказала:

Новый год встречать пора! - Ты легла бы да лежала!

Где поставишь ты ее? Вот атласная подушка.

В лес возьму, в свое жилье. Ты не сторож, ты – игрушка.

Что ж не вырубил в лесу? Золотистой заколкой

Жалко. Лучше уж куплю. Заколю болонке челку.

Голубей Алёшка

Накормил с ладошки.

Голуби немножко

Поклевали крошки.

Голуби с дорожки

Весело вспорхнули,

Голубей Алешка

Кликал: «Гули – гули».

Апрель, апрель!

По дворам звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорожках лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Кто построил этот светлый,

Этот мраморный вокзал?

Кто под нами незаметно

Проходил и проползал?

Под садами, под домами

Шли рабочие в забой,

Воевали с плывунами,

С камнем, глиной и водой.

У липы липовый цветок,

У липы липовый листок,

Целебен липовый цветок,

И липок липовый листок.

Лепестки лелеют,

Кленовый листок на клене,

Лепестки жалеют,

Кленовый листок зеленый,

Пусть они белеют,

Все лето листок зеленый

Пусть они алеют.

Зеленел на зеленом клене.

Леня лез по лесенке, Дядя Коля дочке Поле

Срывал Леня персики. Подарил щеночка колли,

С песенками, Но щенок породы колли

С персиками Убежал от Поли в поле.

Скатился Леня с лесенки!

Есть у Ляли кукла Леля. Коля колья колет,

Леля сделана из льна – Поля поле полит.

Ляле нравится она.

Люди хлеб в полях лелеют, На мели мы налима нашли.

Сил для хлеба не жалеют.

Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:

И я там был и слушал быль.

Еле – еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Ла – ла – ла - куча мала.

Ля – ля – ля - во дворце у короля.

Лу – лу – лу - танцую на балу.

Лю – лю – лю - я лимоны куплю.

Лы – лы – лы - деревянные столы.

Ли – ли – ли - мы гулять пошли.

Ул – ул – ул - дайте стул.

Уль – уль – уль - несу я куль.

Ел – ел – ел - он был смел.

Ель – ель – ель - кушайте кисель.

Ал – ал – ал - я упал.

Аль – аль – аль - потерял сандаль.

Ол – ол – ол - как я зол.

Оль – оль – оль - пришёл Поль.

Ыл – ыл – ыл - где я был!

Ыль – ыль – ыль - какая пыль!

Выучить наизусть стихотворения. Чётко проговаривать звуки [Л] и [Ль]:

Л ивень л ьёт! Л ивень л ьёт!

Пл яшут капл и в л ужице,

Пл от пл ывёт! Пл от пл ывёт!

Пл от по л уже кружится.

Л ягушонок вл ез на пл от

И кричит: «Ура! Вперёд!»

Пл ещут вол ны! Хл ещут вол ны!

Зал ивают с гол овой!

Что мне вол ны! Самый пол ный! -

Не сдаётся рул евой.

Я на вол нах попл ыву!

По канал у - и в Москву!

Тол ько л ивень всё сил ьнее.

Тол ько капл и всё крупнее.

Хвастунишку не жал ея,

Бьют сил ьнее и бол ьнее!…

Л ягушонок в л ужу - пл юх!

И на земл ю, под л опух.

Почему у дома угол

Превратил ся сразу в угол ь -

Без пожара, просто так?

Это сдел ал мягкий знак.

Сдел ать нам не так уж трудно,

Чтоб на мел ь не сел о судно:

Мягкий знак перечеркнуть -

И свободен водный путь.

Корабл и пл ывите смел о!

Стал а мел ь кусочком мел а.

Пришл а ко мне подружка,

И мы играл и с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг, пригл янул ась ей:

Л ягушка заводная,

Весёл ая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Л юбимая был а!

Но, всё же, я подружке

Л ягушку отдал а.

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в сл ово часто просится.

Почему у дома угол

Превратил ся сразу в угол ь -

Без пожара, просто так?

Это сдел ал мягкий знак.

Сдел ать нам не так уж трудно,

Чтоб на мел ь не сел о судно:

Мягкий знак перечеркнуть -

И свободен водный путь.

Корабл и пл ывите смел о!

Стал а мел ь кусочком мел а.

Перескажи близко к тексту:

ЛИСА И КОЗЁЛ

Бежала лиса, зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце было много. Утонуть нельзя, но и выскочить трудно. Сидит лиса в колодце. Идёт козёл, головой мотает. От нечего делать заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:

    Что ты там, лисонька, делаешь?

    Отдыхаю, голубчик, - отвечает ему лиса. - Здесь прохладно и воды холодной, сколько хочешь.

А козлу давно пить хотелось.

    Хороша ли вода?

    Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная. Прыгай, если хочешь.

Прыгнул козёл в колодец, чуть лису не задавил. А она ему:

    Эх, и прыгнуть не сумел, всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и выскочила из колодца. Чуть не пропал козёл с голоду в колодце. Насилу его отыскали и вытащили.

Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах.

Задачи: Продолжать учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звуковому анализу. Составление предложений по опорным предметам. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память. Использование выразительных движений в воспитании эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении.

Оборудование: магнитная доска, магниты, цветные карандаши, картинки на звуки Л-ЛЬ, индивидуальные карточки с фонариками (зеленый и синий) и изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнения на активизацию внимания:

Игра “Дотянись рука”.

– Ну-ка, правая рука, дотянись до левого ушка. А ты, левая рука, до правого глазка: И так далее.

– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

2. Сообщение темы

– А вот чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение. И не просто прослушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?

Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.

– [Л]
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться правильно различать звуки Л и Ль.

3. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика

– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л и Ль, мы должны потренировать, дыхание, губы и язык.

Развитие нижнедиафрагмального дыхания:

Вдох (носом) – выдох пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф, пфф

Со звуками:

Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ

Упражнения для языка:

“ЧАСИКИ”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
“ЗМЕЙКА”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
“СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ”. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
“ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
“КАТУШКА”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается в глубь рта.
“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Ребята, давайте повторим чистоговорки (чистоговорки знакомые детям )

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – мы не били по стеклу
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – только нет в окне стекла

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – возле окон на полу
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – забивали мы голы

Ли-ли-ли, ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – но от них в пуху земля
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю, лю-лю-лю – тополя и я люблю

Ля-ла, ля-ла, ля-ла-ла – у Лены куколка была
Ли-лы, ли-лы, ли-лы-лы – кукле валенки малы
Ле-ло, ле-ло, ле-ло-ло – в пальто куколке тепло

Ло-ло-ло, ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.

4. Развитие фонематического восприятия

Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.

– Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).

Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.

– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).

Выделение слова со звуком Л из ряда слов.

– Дети, мы с вами знаем твердый звук Л и мягкий звук Ль. Сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук Ль, вы поднимите зелёную карточку, а если твёрдый звук Л – синюю карточку.

Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.

По тому же образцу можно выделить имена с мягким слогом ля: Алла, Аля, Миля, Мила, Коля, Оля.

Упражнение проводится также с выставлением цветовых сигналов звуков л и ль.

5. “Зажги фонарик”.

– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, сестрёнка с братиком, Лада и Лёша (на магнитную доску вывешиваются куклы) . Приложение 1

Посмотрите, какая у них одёжка – синяя у Лады, зелёная у Лёши. Как вы думаете, почему?

– Потому что звук Л в слове Лада – твёрдый, он обозначается синим цветом. А звук Ль в слове Лёша – мягкий, он обозначается зелёным цветом.

– Необходимо разобрать картинки для Лады и Лёши, проговаривая название картинки и четко выделяя звуки Л, Ль. Картинки вывешиваются на магнитную доску. Приложение 2

6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез

– Ребята, где находится звук [Л], [Ль] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведите стрелки к схемам. Приложение 3

7. Дифференциация твердого и мягкого звуков Л, ЛЬ в словах

а). У каждого ребенка одна из картинок: лук, картофель, яблоко, лимон, клубника, малина, гладиолус, лилия, дятел, цапля, халат, пальто.

– Картинки со звуком ЛЬ нужно отдать Лёше, а со звуком Л – Ладе.

б). Логопед выставляет на магнитной доске картинки Лады и просит подобрать к каждой из них пару из картинок Лёши, объяснить свой выбор.

Например:Пола – поля, гладя – глядя, юла – Юля, флаги – фляги, клон – клён, лук – люк, был – быль, цел – цель, ел – ель, стал – сталь, дал – даль, пыл – пыль, угол – уголь.

8. Игра “Полочки”

Помогите Ладе и Лёше прибраться в шкафу на полочках. Необходимо убрать лишние предметы. Приложение 4

9. Закрепление произношения звуков Л – ЛЬ во фразе

Все слова в предложении произнесите правильно, чётко выделяя звуки Л, Ль. (Ребята выполняют задание по очереди, повторяя за педагогом.

Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок – на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.

10. Доскажи, подобрав слова

– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки Л, Ль.

Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу ).

Дети в скверике сидели
И мороженое …(ели ).

А возле этой елки
Бродили злые … (волки ).

Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка ).

Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, … (малютка )!

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица ).

Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать )!

Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол )!

Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула ).

Я не бегаю к врачу –
Я сама его … (лечу ).

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили ).

Упражнение “доскажи слова”

– Помогите Ладе и Леше составить слова, подобрав правильно слог со звуком Л.

11. Составление предложений по картинкам

(Использовать слова, в которых есть звук Л) Приложение 7

12. Итог занятия

а) Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Лада и Лёша довольны вашими ответами.
б) Домашнее задание: отгадать загадки, выучить одну из скороговорок.

Список литературы:

  1. Бурдина С.В.
  2. Логопедическая тетрадь на звуки [л], [л’]. – Киров: Весна – дизайн, 2006.
  3. Генинг М. Г., Герман Н. А.
  4. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
  5. Герасимова А.С.
  6. Энциклопедия развития и обучения дошкольника для 1–6 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  7. Гербова В. В.
  8. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987.
  9. Лебедева И.Л.
  10. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вен-тана-Граф, 2008.
  11. Максаков А. И.
  12. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
  13. Максаков А. И.
  14. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е издю., испр – М.: Просвещение, 1982.
  15. Морозова И., Пушкарёва М.
  16. Уроки логопеда. Учимся говорить правильно. – М.: Стрекоза, 2010.
  17. Солнечный зайчик. Газета для дошкольников с подсказками для родителей. – №6, март, 2010.

Послушай 3 похожих по звучанию слова-действия и повтори их в том же порядке, четко произнося звуки ЛЬ и Й.

Выпиливают - отпиливают - подпиливают; отклеивают - подклеивают - вкле­ивают; подглядывают - выглядывают - заглядывают; обливают - наливают - выливают; поехали - доехали - наехали; уехали - въехали - отъехали.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в самостоятельно образованных сочетаниях слов

Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка­кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про­говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо­над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не­сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках

Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,

Ветви ели побелели. Только отдых подавай.

Дали лейку:

Мы ехали, ехали, - Лить не буду!

К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду

Яму объехали Или книги клеем склей,

И домой поехали. Котику воды налей!

Но лентяй одно в ответ:

Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,

Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,

Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,

Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,

Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.

Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.

Коля колья колет, Илья лейку моет.

Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.

Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.

Мы видели линей, один одного длинней.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах

Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.



ЛИЛИИ

Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли­лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.


БАБА ЛЮБА

У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по­дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те­бя все таблетки, только ты не болей!»

НА КАТКЕ

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис­пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.



МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пе­ли птицы, цвели полевые цветы. Га­ля и Лида долго гуляли по лесу и за­блудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвони­ли домой, Лидиному папе. Папа при­ехал в лес на автомобиле.


3. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА С

Звук С искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и форми­руется, как правило, продолжительно. Он слу­жит базовым по отношению к прочим свистя­щим звукам (СЬ, 3, ЗЬ, Ц), так называемым про­изводным.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА

Восприятие звука С в начале слов

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый правильно и неправильно произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет.



фанки хянки фафна сясьна

танки санки хахна сосна

шанки тянки сосна сашна

ханки санки фасна сахна

сянки щанки шашна таена


Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправиль­ные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение дру­гих слов с первым звуком С (см. лото, Приложение 5).

Последние материалы сайта