Темы курсовых работ по ботанике. Ботаника — наука о растениях Биология: раздел ботаника

05.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

.
2. Отдел Зеленые водоросли. Класс Равножгутиковые. Класс Коньюгаты.
3. Отделы Желто-зеленые и Диатомовые водоросли.
4. Царство грибы. Классы Оомицеты и Зигомицеты.
5. Царство грибы. Классы Аскомицеты и Базидиомицеты.
6. Лишайники.
7. Происхождение и эволюция низших растений и грибов

8. Первичные организмы – предки водорослей. Происхождение различных отделов водорослей.
9. Эволюция структур тела водорослей.
10. Эволюция форм размножения водорослей, их биологическое значение.
11.Возникновение, биологическое значение, эволюция смен ядерных фаз и чередование поколений у водорослей.
12. Происхождение грибов, признаки их примитивной организации.
13. Строение вегетативного тела грибов, их эволюция.
14. Способы размножения грибов и их эволюция.
15. Способы питания грибов и их эволюция.
16. Отдел Мохообразные. Классы Печеночные и Листостебельные.
17. Отдел Папоротникообразные. Равноспоровые и разноспоровые папоротники.

18. Семейство Сосновые
19. Семейство Лютиковые
20. Семейство Розовые
21. Семейство Бобовые
22. Семейства Бурачниковые, Яснотковые, Норичниковые
23. Семейство Астровые
24. Семейства Лилейные, Луковые, Ландышевые, Орхидные
25. Семейства Осоковые и Мятликовые

Литература

Основная
1. , и др. Низшие растения. М.: МГУ, 19с.
2. , Уранов. Систематика растений. М.: Просвещение, 19с.
3. Курс низших растений под редакцией. М.: Высшая школа, 19с.
4. , Сизова. Низшие растения. Метод. указания. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. 35с.
5. , . Ботаника высших или наземных растений. М.: Академия, 20с.
6. Черепанова грибов. СПб.: СПбГУ, 20с.

7. Еленевский высших или наземных растений. М.: Академия,2004.-432с.
8. , Аверьянов. М.: Просвещение. 1997. Ч.с.
9. Положий цветковых растений. – Томск: Томский госуниверситет, 2001. – 320с.
10. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. М.: Мир, 1990. Т. с.
11. Сергиевская высших растений. СПб: Лань, 199с.
Дополнительная
1 . Жизнь растений. М.: Просвещение. Т.2, 1976. Т.3, 1977. Т.4, 1977.
2 . , . Малый практикум по ботанике. Водоросли и грибы. М.: Академия, 20с.
3. Практикум по систематики растений и грибов. Под ред. . М.: Академия, 20с.
4. Э. Мюллер, В. Леффлер. Микология. М.: Мир, 19с.
5. , . Введение в генетику грибов. М.: Академия, 20с.
6. . Практический курс морфологии архегониальных растений. М.: издательство МГУ, 19с
7. . Введение в альгологию и микологию . М.: издательство МГУ, 20с.
8. . Высший уровень классификации организмов. Прокариоты и эукариоты. // Журнал общей биологии. 2004. №1. С.14-38.

9. , и др. Практикум по систематике растений и грибов. Издательский центр «Академия». 2001. – 160 с.
10. Тахтаджян магнолиофитов. Л: Наука, 198с.

11. Жизнь растений. М.: Просвещение. Т. 4, 5. Ч. 1, 2, Т.
12. и др. Ботаника. Систематика растений. М.: Высшая школа, 199с.
13. Лекарственные растения. Энциклопедия природы России: АВF, 199с.

14. Шостаковский высших растений. М.: Высшая школа, 197с.

Контрольные вопросы к зачету
1. Краткий очерк развития систематики растений. Задачи филогенетической систематики.
2. Современная система органического мира. Таксономические категории в систематике растений. Вид как основная систематическая (таксономическая) категория.
3. Сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Положение в системе живых организмов. Строение клетки, таллома, размножение, экология и распространение. Систематика отдела.
4. Общая характеристика и систематика отдела Зеленые водоросли.
5. Сравнительная характеристика порядков Вольво ксовые и Хлорококковые: строение, размножение, циклы развития типичных представителей.
6. Сравнительная характеристика порядков Улотриксовые, Хетофоровые, Сифонокладовые: строение, размножение, циклы развития типичных представителей.
7. Класс Коньюгаты. Особенности строения, размножения, систематика класса, отличительные черты порядков.
8. Класс Харовые водоросли. Отличительные черты строения, размножения.
9. Порядок Вошериевые как представитель отдела Разножгутиковые водоросли.
10. Общая характеристика отдела Бурые водоросли, принципы деления отдела на классы. Эволюция чередования поколений в отделе Бурые водоросли.
11. Класс Изогенератные водоросли. Эволюция их внешнего и внутреннего строения на примере представителей порядков Эктокарповые, Сфацелляриевые, Диктиотовые, Кутлериевые.
12. Класс Гетерогенератные водоросли. Порядок Ламинариевые: особенности строения, размножения и цикла развития.
13. Класс Циклоспоровые водоросли. Особенности строения, размножения и цикла развития на примере пор. Фукусовые.
14. Диатомовые водоросли: особенности строения тела, способы размножения, систематика.
15. Основные черты экологии водорослей, приспособленность строения тела к среде обитания. Значение водорослей в природе и для человека, их использование.
16. Первичные организмы – предки водорослей. Происхождение различных отделов водорослей.
17. Многообразие и эволюция структур тела водорослей.
18. Эволюция форм размножения у водорослей, их биологическое значение.
19. Возникновение, биологическое значение, эволюция смен ядерных фаз и чередование поколений у водорослей.
20. Общая характеристика царства Грибы: строение клетки тела, способы питания и размножения. Принципы выделения таксонов.
21. Класс Хитридиомицеты в царстве Грибы. Порядки Хитридиевые и Моноблефаридовые.
22. Оомицеты, их эволюция в связи с паразитизмом и переходом от водного к наземному существованию. Порядки Сапролегниевые, Пероноспоровые.
23. Класс Зигомицеты. Порядки Мукоровые и Энтомофторовые. Характеристика типичных представителей.
24. Общая характеристика класса Аскомицеты: происхождение, особенности строения, половое и бесполое спороношение, деление на подклассы.
25. Подкласс Голосумчатые грибы. Порядки Эндомицетовые и Тафриновые. Характеристика типичных представителей.
26. Группа порядков Плектомицеты. Особенности строения и размножения типичных представителей. Значение в хозяйстве и медицине.
27. Группа порядков Пиреномицеты. Отличительные особенности. Характеристика важнейших представителей порядков Эризифовые и Спорыньевые.
28. Характеристика группы порядков Дискомицеты. Оперкулятные и иноперкулятные дискомицеты.
29. Сравнительная характеристика сумчатых и базидиальных грибов. Развитие сумки и базидий.
30. Гименомицеты. Порядки Афиллофоровые и Агариковые, эволюция их плодовых тел.
31. Группа порядков Гастеромицеты: общие черты порядков, строение и эволюция плодовых тел, типичные представители.
32. Порядки ржавчинные и головневые грибы. Типы паразитизма. Циклы развития твердой, пыльной головни и линейной ржавчины.
33. Несовершенные грибы, принципы их классификации, распространение и значение.
34. Экология грибов, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
35. Лишайники: особенности внешнего и внутреннего строения таллома, размножения; основные черты экологии. Принципы систематики.
36. Происхождение грибов и родственные связи между классами.
37. Общая характеристика отдела Мохообразные. Примитивность строения, физиологических процессов, распространение мохообразных. Отличительные черты классов.
38. Класс Печеночные мхи, особенности строения вегетативного тела, размножения, цикла развития на примере маршанции.
39. Порядки Сфагновые и Зеленые мхи: особенности строения, размножения, цикл развития.
40. Отдел Плауновидные. Общая характеристика, строение спорофита и гаметофита. Циклы развития равноспоровых и разноспоровых плауновидных.
41. Отдел Хвощевидные. Порядок Хвощевые, цикл развития хвоща полевого.
42. Общая характеристика отдела Папоротниковидные. Особенности строения, размножения, циклов развития, распространение. Принципы систематики.
43. Разноспоровые папоротникообразные, их значение в эволюции высших растений.
44. Особенности строения, размножения, цикла развития равноспоровых папоротниковидных.
45. Характеристика особенностей анатомической структуры высших растений в связи с приспособлением к жизни на суше. Эволюция стелей.
46. Происхождение и систематика высших растений.
47. Характеристика морфологической структуры высших растений, происхождение их вегетативных органов.
48. Особенности размножения и циклов развития высших споровых растений.
49. Общая характеристика семенных растений. Отличительные признаки Голосеменных и Цветковых растений.
50. Основные систематические отличия отдела Пинофиты и их происхождение.
51. Сравнительная характеристика классов Саговниковые, Шишконосные и Оболочкосеменные.
52. Порядок Хвойные, многообразие, эколого-биологическая характеристика, распространение.
53. Отдел Магнолиофиты. Эволюция вегетативной и генеративной сферы цветковых. Гипотезы происхождения.
54. Классификация цветковых растений. Понятие о систематических категориях.
55. Общая характеристика класса Могнолиопсиды (Двудольные) в сравнении с Лилиопсидами (Однодольными).
56. Подкласс Магнолииды как основа эволюционной системы Цветковых. Признаки примитивности в строении цветка.
57. Подкласс Ранункулиды. Эволюция цветков и плодов в семействе Лютиковые.
58. Подкласс Дилленииды как особая эволюционная ветвь. Характеристика семейства Капустные, многообразие, хозяйственное значение.
59. Подкласс Розиды. Характеристика семейства Розоцветные, разделение на подсемейства, основные пищевые и лекарственные растения.
60. Порядок Бобовоцветные, характерные черты семейств Мимозовые, Цезальпиниевые и Бобовые, эволюция цветка, роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
61. Подкласс Ламииды. Эволюция в ряду семейств Бурачниковые, Яснотковые, Пасленовые и Норичниковые, их значение.
62. Подкласс Астериды как наиболее высокоорганизованный в системе цветковых растений.
63. Подкласс Кариофиллиды. Характеристика семейств Гвоздичные и Гречишные, их значение.
64. Класс Лилиопсиды. Происхождение односемядольности. Подкласс Лилииды, разделение на порядки.
65. Сравнительная характеристика семейств Лилейные, Луковые, Ландышевые и Аспарагусовые, их значение.
66. Семейство Орхидные. Эволюция цветка в связи с опылением насекомыми.
67. Отличительные черты семейства Осоковые, эколого-биологическая характеристика.
68. Семейство Мятликовые. Вегетативная и генеративная сферы, важнейшие культурные и дикорастущие злаки.
69. Основные направления эволюции цветковых растений.
70. Редкие и исчезающие растения

Ботаника - это наука, которая занимается изучением растений . Она является разделом более обширной науки биологии, которая изучает все живые организмы на Земле. Предметом изучения ботаники являются внешнее и внутреннее строение растений, их жизнедеятельность на различных уровнях (клеточном, организменном и др.), эволюция, систематика, условия произрастания, зависимость растений от экологии, их роль в жизни человека и многое другое. Другими словами, ботаника является комплексной дисциплиной , состоящей из подразделов.

Ботаника достаточно древняя наука. Жизнь человека сильно зависит от растений, и, следовательно, он с древних времен интересовался особенностями их роста и развития. Еще в Древней Греции свой вклад в ботанику внес Аристотель, но куда больше - его ученик Теофраст. В средние века ботаника, как и другие науки, почти не развивалась. Ее новый расцвет начался в XVI-XVII веках. Посещение европейцами различных континентов привело к накоплению обширных сведений о живой природе. Описание организмов, систематизация знаний стали актуальными. Кроме того, появляются технические средства (микроскопы), позволяющие изучать внутреннее строение растений и процессы их жизнедеятельности.

Раньше к предмету изучения ботаники относили не только растения, но и грибы. Однако позже их выделили в отдельное царство, а науку, которая их изучает, назвали микологией. Грибы отличаются от растений прежде всего своей неспособность к фотосинтезу. В то же время грибы, как и растения, ведут прикрепленный образ жизни и растут в течение всей жизни. Именно поэтому у ботаников всегда было желание относить их к растениям.

В живой природе встречаются весьма уникальные организмы, отнести которые к тому или иному царству живого затруднительно. Примером таких организмов являются лишайники. Можно сказать, что они представляют собой тесный симбиоз гриба и одноклеточных водорослей или симбиоз гриба и синезеленых бактерий. Какая наука должна заниматься их изучением? Их изучает лихенология . Однако она является разделом ботаники. Таким образом, из-за сложности живого мира ученым приходится допускать ряд условностей.

На сегодняшний день на Земле произрастает и обитает более 300 тысяч видов растений (иногда их количество оценивают до 500 тысяч). Разнообразие растений огромно. Это одноклеточные и многоклеточные формы с более простым или сложным внутренним строением, отличающиеся по местам обитания, способам размножения, жизненным формам. К современным растениям относят водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые растения. Систематика растений сложна, долго формировалась и однозначно не сформирована до сих пор. Некоторые группы выделяют то в один таксон, то в другой. В современной ботанике большую роль играют генетические методы изучения родства растений, их эволюции. Это ведет к пересмотру ранее закрепившейся систематики и классификации, а, значит, изменению разделов ботаники.

До сих пор обычно деление растений на низшие и высшие. К низшим растениям относят водоросли, так как их тело не имеет органов и тканей и представлено талломом. Водоросли изучает наука ал ь гология , которая является разделом ботаники.

Несмотря на разнообразие растений, у всех их есть общие признаки. Именно совокупность этих признаков позволяет отнести тот или иной организм к растениям. Но каждый отдельный признак может присутствовать у других групп организмов, которые не являются предметом изучения ботаники. Даже фотосинтез, которой является основным характерным признаком растений, наблюдается также у синезеленых водорослей, которые относятся к бактериям, т. е. прокариотам (их клетки не имеют ядер). Однако пара признаков - наличие в клетках ядра и способность к фотосинтезу - уже позволяют однозначно относить организм к растениям.

Ботаника изучает не только отдельные систематические группы растений и их жизнедеятельность, но и значение растительного мира. Роль растений для планеты огромна. Они создают органическое вещество, условия обитания для других организмов, изменили состав атмосферы. Хотя растения не являются первыми организмами на Земле, именно их появление способствовало развитию царства животных.

Ботаника - (от греч. botane - овощ, зелень, трава, растение). Это один из разделов биологии, комплексно исследующий мир растений. Флора земли – это миллионы видов. Ботаника изучает и систематизирует виды растений, исследует их физиологию и анатомию, исследует наследственность (генетику), приспособляемость к окружающей среде, географическое расселение. Рассматривает проблемы экологии.

Как система знаний о растениях, ботаника формировалась во времена Древней Греции и Египта. Она возникла и развивалась вместе с хозяйственной деятельностью человека, медициной. До наших дней дошли сочинения древних авторов: Ибн Сины (Авицены), индийское учение «Аюрведа» - наука о жизни, легендарная китайская книга о травах « Бэнь цао». Эти книги не только описывали растение, но указывали на их полезность для человека. Период великих географических открытий дал толчок развитию всех естественных наук, и ботаника – не исключение. Выдающийся ботаник и естествоиспытатель, шведский ученый Карл Линней создал и узаконил классификацию ботанического мира. Каждое растение на латинском языке получило два названия: рода и вида. Такая систематика существует и сейчас. Изобретение микроскопа привело к открытию клеточного строения растений и бурному развитию экспериментальных направлений развития науки. По сей день растения являются объектом изучения, так как они неотъемлемая часть нашей жизни.

Традиционно все растения делятся на две большие группы:

  1. Низшие или нецветковые (водоросли, лишайники). Еще их называют слоевищными. Слоевище – тело низших растений.
  2. Высшие – или цветковые, листостебельные растения. К ним относятся мохообразные, папоротники, хвощи и плауны, орхидеи, голосемянные и покрытосемянные.

В общепринятую классификацию не попали лишайники, грибы и бактерии. В настоящее время лишайники изучает наука - лихенология, грибы – микология, бактерии – бактериология.

Современная наука о растениях включает в себя ряд разделов. Основной раздел – это систематика. Она занимается естественной классификацией растений по сходным признакам и объединяет их в виды. Это основа любой отрасли ботаники. Систематику можно разделить на две части: флористическую и географическую ботанику. Флористика рассматривает закономерности распространения видов растений на различных территориях, ареалах распространения. Ботаническая география отвечает на вопрос: «Почему в одном регионе растут определенные растения, а в другом – нет». Она изучает географические законы распространения растений на планете. Рассматривая развитие отдельных видов растений в историческом развитии, устанавливаются их генетические родственные связи. Этим занимается специальный раздел – филогения. Из истории развития ботаники известно, что первоначально растения систематизировались по внешним признакам – морфологическим. В наши дни используются знания клеточного строения растений. Морфологию делят на макро- и микро- уровни. Макроморфология изучает внешнее строения растения в целом. Микроморфология изучает растение с помощью микроскопа. Это цитология, эмбриология, гистология. В морфологии растений выделяются такие раздели как:

  • Органография – описывается и сравнивается внешнее строение растений
  • Палинология – строение пыльцы растений или его спор, их рассеивание и применение
  • Карпология – изучаются строение и форма семян растений, классифицируются их плоды.
  • Тератология – аномалии в строении растений, причины их проявлений, методы лечений и профилактики
  • Анатомия – строение растения, в том числе и на клеточном уровне
  • Физиология – изучает процессы роста и развития, питания, плодоношения и размножения растения, их закономерности
  • Биохимия – объектом изучения являются вирусы и бактерии, высшие и низшие растения и химические процессы, происходящие внутри растения
  • Генетика – наследственность и изменчивость, особенности развития того или иного вида, зависимость изменений от вмешательства человека
  • Фитоценология – иногда приравнивается к геоботанике и рассматривает растительный покров как совокупность растительных сообществ, взаимоотношения между ними и между собой
  • Геоботаника – раздел на стыке наук: ботаники, географии и экологии
  • Экология растений – взаимоотношения растений с окружающим миром, создание идеальных условий произростания
  • Палеоботаника – изучает вымершие организмы и историю развития растений

Науку о растениях можно классифицировать по объектам изучения:

  • Альгология - (от лат. alga - морская трава, водоросль и греч. λογοσ - учение) - раздел биологии, изучающий водоросли. В современном понимании, водоросли – это гетерогенная экологическая группа. К ней относятся протисты, бактерии и растения.
  • Бриология - (от греч. βρύον «мох» и …логия) - раздел ботаники, изучающий мохообразные растения. Бриологи изучают морфологические, биохимические. Генетические, физиологические особенности мхов и возможности их применения в бытовых и медицинских целях.
  • Микробиология – дна из молодых и динамично развивающихся наук. Предмет ее изучения – это микро-жинь – все что не видимо невооруженным глазом. Это изучение бактерий, одноклеточных водорослей. Способы выживания растений в экстримальных условиях и их влияние на жизнь человека.
  • Фитопатология – исследует болезни растений, ищет средства их защиты и разрабатывает методы профилактики, изучает условия возникновения и распространения массовых вспышек заболевания растений – эпифотий.

В 18 веке немецкий учены Гумбольдт А. обосновал появление тех или иных видов растений, их развитие от географической среды произрастания. Это послужило развитию таких отраслей ботаники как болотоведение, тундроведение, луговедение, лесоведение и т.п.

В современном мире наиболее важными задачами ботаники являются:

  • Открытие новых видов растений и возможность их применения в жизни человека.
  • Изучение свойств растений, их устойчивости и выносливости к болезням, повышение урожайности сельскохозяйственных культур.
  • Исследование действий растений на организм человека и животный мир.
  • Влияние человека на формирование экосистем, защиты и сохранения растительного покрова нашей планеты.
  • Изучение наследственности и изменчивости растений – как основа выращивания генномодифицированных растений. Выявление положительных и отрицательных влияний таких растений на человека и окружающий мир.

Ботаника как и любая наука использует различные методы исследования:

  1. Наблюдение – традиционный метод – наблюдение за жизнедеятельностью объекта в реальных условиях, без вмешательства. Используется и макроскопическом, и в микроскопических уровнях.
  2. Сравнительный – сравнение исходного объекта с подобным для выявления сходных и отличительных черт.
  3. Экспериментальный – искусственно созданный процесс для определения влияния различных факторов на жизнедеятельность растений. Может использоваться как в естественной среде обитания, так и в лаборатории.
  4. Мониторинг – регулярное комплексное наблюдение за определенным объектом, оценка и прогнозирование состояние растительных сообществ, оценка воздействия на них природных и антропогенных факторов.
  5. Статистический – математическая обработка материалов, собранных другими методами исследования. Установление на их основе закономерностей развития, прогнозирования ситуаций.

Ботаника – это современная многоотраслевая наука, изучающая флору планеты Земля. Она использует как традиционные методы, так и современные химические, физические, молекулярные методы исследований. Глобальной проблемой современности стало производство продуктов питания. Эту задачу решают различные науки. Первое место занимает ботаника. Предметом ее исследования является растение, все аспекты его жизнедеятельности и полезности для человека. Не менее глобальной является проблема сохранения благоприятного климата на планете. Современная ботаника призвана разработать научные основы охраны природных экосистем. Большое внимание отводится охране редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу.

Дорогие мои ученики!

Перед вами стоит задача освоить материал по ботанике. Для кого-то это «А, ерунда - пестики-тычинки», для кого-то – «кошмар, вообще ее не понимаю». Были ученики, которые заявляли: «Ненавижу ботанику!» (а она тебя?) Любовь к предмету возрастает по мере накопления знаний, вы это почувствуете, когда начнете детально изучать особенности растений, когда перед вами откроются тайны и загадки, о которых вы даже не подозревали! Ботаника – хитрюга, обводящая вокруг пальца непосвященных. Сами посудите: человек узнает, что у малины плод – не ягода, а вот у картошки – ягода; что у гороха и стручковой(!) фасоли нет стручков, что олений мох – это не мох, а корневище никакого отношения к корню не имеет! Нет, определенно, начиная изучать ботанику, я желаю вам запастись терпением и хорошим чувством юмора! В раздел Ботаника я условно включаю бактерий, вирусов и грибов, понимая, что они относятся к другим царствам.

План работы лучше распечатать и держать перед собой, отмечая, что уже понятно и усвоено. Изучение каждой темы проводите планомерно по лекциям, презентациям, конспектам лекций и школьному учебнику. Конспект рекомендую занести к себе в тетрадь не механически, а осмысленно.

В дистанционной школе по итогам прохождения каждого модуля – тематическое тестирование и открытые вопросы в папке Задания. Выполнение тестов и заданий должно проходить без использования тетради и учебника, желательно через день после изучения, иначе отработает только кратковременная память. Уточняющие вопросы можно задавать мне в Форуме.

У вас все получится! Вот вам путеводитель, чтобы не заблудиться в трех спорофитах голосеменных! Желаю, чтобы ботаника стала одним из любимых разделов! Успехов! С уважением, Наталья Павловна.

План изучения ботаники

Модуль 1 Бактерии и вирусы

Модуль 2 Грибы и лишайники

Модуль 3 Низшие растения - водоросли

Модуль 4 Споровые растения

Модуль 5 Семенные растения

Модуль 6 Ткани и органы цветковых

Модуль 7 Классификация Цветковых

Модуль 1 Бактерии и вирусы

Отдел Лишайники Характеристика лишайников как симбиотических организмов. Строение тела лишайников. Морфологические типы слоевища: накипные, листоватые, кустистые. Особенности размножения. Специфические свойства лишайников. «Пионеры» суши. Значение лишайников.

Модуль 3 Низшие растения

Царство Растения Особенности организмов, принадлежащих к царству Растения. Подцарство Низшие растения. Особенности подцарства Низшие растения. Водоросли. Строение тела водорослей на примере хламидомонады. Хроматофор, стигма, сократительные вакуоли. Размножение водорослей – половое и бесполое. Общая характеристика и основные представители отделов: Зеленые водоросли, Бурые водоросли, Красные водоросли. Значение водорослей.

Модуль 4 Споровые растения

Подцарство Высшие растения Характеристика Высших растений.

Отдел Моховидные. Общие признаки моховидных. Строение Кукушкина льна. Цикл развития мхов на примере Кукушкина льна. Гаметофит, гаметангии, гаметы, спорофит, спорангии, споры. Преобладание гаметофита в жизненном цикле – признак тупиковой ветви в эволюции. Особенности мхов рода Сфагнум. Образование болот, торф. Роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Общие признаки папоротниковидных. Местообитание. Строение папоротников, корневище, вайя. Размножение папоротников. Цикл развития. Заросток. Роль папоротников в природе и в эволюции. Образование каменного угля. Особенности строения хвощей и плаунов.

Модуль 5 Семенные растения

Отдел Голосеменные. Особенности семенных растений. Преимущество семени над спорой. Строение хвойных. Цикл развития голосеменных на примере Сосны обыкновенной. Мужская шишка, пыльцевой мешок, пыльца. Женская шишка, семезачаток, эндосперм с яйцеклеткой. Опыление. Оплодотворение. Строение семени. Роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Отдел Покрытосеменные Особенности покрытосеменных, обеспечивающие господствующее положение данной группы. Многообразие и распространение покрытосеменных. Цикл развития. Цветок. Тычинка, пыльник, пыльца. Пестик, завязь, семезачаток, зародышевый мешок, центральная клетка, яйцеклетка, синергиды, антиподы. Опыление. Пыльцевая трубка, пыльцевход. Двойное оплодотворение. (С.Г. Навашин) Образование семени и плода. Роль в природе и хозяйственное значение цветковых.

Модуль 6 Ткани и органы цветковых растений

Ткань. Псилофиты (ринниофиты). Основные группы тканей растительного организма. Образовательные ткани (меристемы). Покровные ткани: эпидерма, пробка. Проводящие ткани: ксилема, флоэма. Основные ткани (паренхима). Механические и выделительные ткани. Органы. Классификация органов высших растений. Вегетативные и генеративные органы.

Генеративные органы цветковых растений. Цветок. Строение цветка и его частей (цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, околоцветник, пестик, тычинка). Функции. Классификация цветков по типу симметрии, по половой принадлежности. Формулы цветков. Опыление и типы опыления. Соцветия. Типы соцветий и их значение. Семя. Состав семян. Строение семени, происхождение его частей. Отличия семян Однодольных и Двудольных растений. Прорастание семян. Плод. Строение плода. Классификация плодов. Основные типы плодов. Сочные плоды: ягода, костянка, многокостянка, яблоко, тыквина, гесперидий. Сухие плоды: боб, стручок (стручочек), коробочка, семянка, зерновка, листовка, орех (орешек). Распространение плодов и семян.

Вегетативные органы цветковых растений. Побег. Строение побега, его функции. Почка – зачаточный побег. Вегетативные, генеративные и смешанные почки. Видоизменения побегов: корневище, клубень, клубнелуковица, луковица, колючки, усы. Стебель – осевая часть побега. Характеристика стебля, его функции. Анатомическое строение стебля древесных растений. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Горизонтальный транспорт. Лист – боковая часть побега. Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Листорасположение. Анатомическое строение листа. Жилкование листьев. Видоизменения листьев: колючки, усики, ловчие аппараты. Особенности листьев растений, произрастающих во влажных и сухих местах. Корень. Отличительные черты корня, его функции. Зоны корня (деления, роста, всасывания, проведения) Корневой чехлик. Строение корня в поперечном разрезе. Почвенное питание растений. Удобрения. Видоизменения корней: корнеплод, корнеклубень, корни-присоски, воздушные корни, бактериальные клубеньки.

Вегетативное размножение растений. Способы вегетативного размножения растений в природе и сельском хозяйстве. Отводки, усы, клубни, луковицы, черенки, деление куста.

Модуль 7 Классификация цветковых растений

Сравнительная характеристика классов Двудольные и Однодольные растения. (строение цветка, лист, жилкование, корневая система, наличие камбия)

Основные признаки семейств по алгоритму:

Название

Жизненные формы

Формула цветка

Тип(ы) плода

Представители (6-7)

Семейства: Крестоцветные, Пасленовые, Розоцветные, Сложноцветные (формулу цветка не нужно, только соцветие), Бобовые; Злаковые и Лилейные.

Ботаника - это область биологии, изучающая растения. В эту группу входят автотрофы, эукариоты и другие организмы, в том числе многоклеточные, которые производят свои собственные продукты питания. Царство растений - это огромное разнообразие видов. Наука о растениях занимается изучением видов, а также экологии, анатомии и физиологии растений.

Что изучает ботаника?

Ботаника - это раздел науки о растениях. Одна из древнейших естественных занимается изучением обмена веществ и функции организмов, так называемой физиологией растений, а также процессов роста, развития и размножения.

Наука о растениях отвечает за изучение наследственности (генетика растений), приспособления к окружающей среде, экологии, географического распространения. Среди разновидностей стоит упомянуть геоботанику, фитогеографию и палеонтологию (изучение окаменелостей).

История ботаники

Ботаника - это раздел науки о растениях. Как науку ботанику стали рассматривать, начиная с периода европейского колониализма, хотя человеческий интерес к растениям уходит своими корнями гораздо дальше. Область исследования охватывала растения и деревья на своей земле, а также экзотические образцы, привезенные во время многочисленных путешествий. А в древности волей-неволей приходилось изучать те или иные растения. Еще на заре времен люди пытались выявить лечебные свойства растений, их вегетационный период.

Фрукты и овощи были жизненно важны для социального развития всего человечества. Когда еще не было науки в современном понимании этого слова, человечество исследовало растения в рамках сельскохозяйственной революции.

Такие видные деятели Древней Греции и Рима, как Аристотель, Теофраст и Диоскорид, среди прочих важнейших наук продвинули на новый уровень и ботанику. Теофраста даже называют отцом ботаники, благодаря которому были написаны два основополагающих труда, которые использовались на протяжении 1500 лет и продолжают применяться по сей день.

Как и во многих науках, в эпоху Возрождения и Реформации и на заре Просвещения наметился значительный прорыв в изучении ботаники. Микроскоп изобрели в конце 16-го века, что позволило изучать растения как никогда раньше, включая мелкие детали, такие как фитолиты и пыльца. Стали расширяться знания не только о самих растениях, но также об их размножении, обменных процессах и других аспектах, которые до тех пор были закрыты для человечества.

Группы растений

1. Самыми простыми растениями считаются все мохообразные, они небольшие, не имеют стеблей, листьев и корней. Мхи предпочитают места с повышенной влажностью и постоянно нуждаются в воде для воспроизводства.

2. Все сосудистые споровые растения, в отличие от мхов, имеют сосуды, проводящие сок, а также листья, стебель и корень. Эти растения также находятся в сильной зависимости от воды. В качестве представителей можно назвать, например, папоротники и хвощи.

3. Все семенные являются более сложными растениями, обладающими таким важным эволюционным преимуществом, как семена. Это чрезвычайно важно, поскольку гарантирует защиту эмбриона и обеспечение его пищей. Различают голосеменные (сосна) и покрытосеменные (кокосовые пальмы).

Экология растений

Экология растений отличается от ботаники, ее предметом изучения является то, как растения взаимодействуют с окружающей средой и реагируют на экологические и климатические изменения. Человеческая популяция постоянно увеличивается, и требуется все больше земли, поэтому особо остро стоит вопрос об охране природных ресурсов и бережном к ним отношении.

Экология растений признает одиннадцать основных типов среды, в которой возможна жизнь растений:

  • тропические леса,
  • леса умеренного пояса,
  • хвойные леса,
  • тропические саванны,
  • луга умеренной зоны (равнины),
  • пустыни и засушливые экосистемы,
  • средиземноморские регионы,
  • наземные и водно-болотные угодья,
  • экология пресноводных, прибрежных или морских участков и тундры.

У каждого типа есть свой экологический профиль и сбалансированный растительный и животный мир, и то, как они взаимодействуют, важно для понимания их эволюции.

Биология: раздел ботаника

Ботаника - наука о строении, жизнедеятельности, распространении и происхождении растений, она исследует, систематизирует и классифицирует все эти характеристики, а также географическое распространение, эволюцию и экологию флоры. Ботаника - это раздел науки о всем многообразии растительного мира, который включает в себя множество ответвлений. Например, палеоботаника изучает или окаменевшие экземпляры, извлеченные из геологических слоев. Предметом изучения являются также окаменелые водоросли, бактерии, грибы и лишайники. Понимание в прошлом имеет основополагающее значение для современности. Эта наука может даже пролить свет на характер и масштабность видов растений времен Ледникового периода.

Археоботаника является функциональной в плане изучения распространения земледелия, осушения болот и так далее. Ботаника (биология растений) проводит исследования на всех уровнях, в том числе экосистемы, сообщества, виды, особи, ткани, клетки и молекулы (генетика, биохимия). Биологи исследуют многие виды растений, включая водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и цветковые (семенные) растения, в том числе дикорастущие и культурные.

Ботаника - это раздел науки о растениях и растениеводстве. 20-й век считается золотым веком биологии, так как благодаря новым технологиям эту науку можно исследовать на совершенно новом уровне. Продвинутые предоставляют новейшие инструменты для исследования как растений, так и других живых организмов, населяющих планету Земля.

Последние материалы сайта