Принципы воспитания психически здорового ребенка. Гоу впо «оренбургская государственная сенсорное развитие

27.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот


Импритинг - механизм мгновенного запоминания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Импритинг имеет огромное значение в формировании нервно-психического развития и будущего поведения, предопределяя его на долгие годы, а иногда и на всю жизнь.
Хотелось бы остановиться на возникновении у ребенка такого чувства, как любовь к матери, которое появляется уже в первые месяцы жизни. Определяющим фактором жизни у новорожденных и детей первых месяцев является чувство комфорта, возникающее при прикосновении к матери (или другому взрослому человеку, ухаживающему за ребенком). Это создает ощущение безопасности. Кормление матерью своего ребенка, при котором создается чувство теплоты и удовлетворенности. При общении с матерью ребенок учится понимать жесты, голосовые сигналы и речь. Когда ребенок начинает ходить, мать предлагает первые игры, развивает правильные взаимоотношения со сверстниками. Общение со сверстниками способствует развитию товарищества, социальных отношений, торможению агрессивности.
Наряду с матерью важнейшую роль в нервно-психическом развитии ребенка играет отец. Он становится инициатором и координатором многих игр, когда ребенок подрастает. Помогает ребенку расставлять правильные приоритеты в жизни по мере его роста.
Ребенку необходим постоянный контакт с окружающими людьми-воспитателями, родителями, братьями, сестрами, сверстниками, что способствует лучшему развитию ребенка и формированию у него навыков общения с людьми разных возрастных категорий.
Дети, выросшие в неблагоприятных условиях, испытывают как бы «психическое голодание». Они плохо ориентируются в социуме, с большим напряжением вступают в личный контакт, настороженны при любых проявлениях интереса к ним.
В зависимости от условий среды и воспитания у ребенка может отмечаться задержка нормального развития высшей нервной деятельности. На нервно-психическое развитие также влияют, нередко значительно его задерживая, заболевания ребенка. В связи с этим необходим всесторонний уход за ребенком, особенно в начале его жизненного пути.

Сон
Сон ребенка является одним из компонентов его физиологической деятельности, который обеспечивает нормальный ритм процессов высшей нервной деятельности, таких, как метаболизм, физическое развитие, рост и созревание. Сон является определенным итогом предшествующего периода бодрствования, но в свою очередь становится залогом или условием обеспечения нормальной жизнедеятельности ребенка в последующем бодрствовании. Неправильно организованное бодрствование или заболевание ребенка могут приводить к нарушению полноценности и эффективности сна, а нарушения сна становятся причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. Эти факторы могут быть причиной задержки нервно-психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Если у ребенка имеются длительные расстройства сна, то имеются основания для углубленного обследования его.
В течение дня новорожденный ребенок засыпает от 4 до 11 раз. В этом возрасте отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились. Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого месяца и после этого стабилизируется.
В целом естественная потребность в сне с годами уменьшается.
Уменьшение суточной длительности сна у детей первого года происходит преимущественно за счет сокращения длительности дневного сна. К концу первого года жизни ребенок спит не более двух раз в день.
С полутора лет ребенок спит уже один раз около 2,5-3 часов. После 4-х лет дневной сон у многих детей сохранить не удается. При этом не следует забывать, что необходимо попытаться сохранить дневной сон у детей до 5-6 летнего возраста, что позволит сохранить здоровье ребенка и сформировать у него правильный режим дня, что в свою очередь будет способствовать его нормальному нервно-психическому развитию.
Естественная потребность во сне у детей различного возраста
Показатели нервно-психического развития ребенка первого полугода жизни


Пека-
зотель

Возраст б месяцах

1

2

3

4

5

6

Зритель- н о-ориентировочные реакции

Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете н следит за ним

Следит взглядом за движу щей ся перед глазами игрушкой

Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении

Узнает
мать

Отличает чужих от близких


Слуховые ОрИ- еНТИрО- ВОЧНЫе реакции

Вздрагивает при резкам звуке и мигает

Прислу
шивает
ся

Отчетливое слуховое сосредоточение

Поворачивает голову на звук

Различает тонг с которым к нему обращаются


Эмоции

Первая
улыбка

Улыбается в ответ на речь взрослого

В ответ на
разговор
проявляет
радость
улыбкой,
ОЖИВЛеН-
чымидви-
женнями-
НОЖ9К,
звуками
{комплекс
оживле
ния)

Громко
смеется


Движения общие Попытка держать голову лежа на животе Хорошо держит голову 1-2 минуты в вертикальном положении Хорошо удерживает голову лежа на животе. Появ- ля-ется упор ног Поворачивается СО СПИНУ на живот Стоит, не подгибая ногг при поддержке подмышки. Поворачивается со спины на живот Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке
Движения руки и
действия с предметами
Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью Захва
тывает
подве
шенную
игрушку
Уверенно берет игрушку, которую держит над ним взрослый Берет игрушки из разных положений
Изгото
витель-
ные
этагал
развития
речи
Начинает гулить Длительно гулит Про
должает
долго
гулить
Произ
носит
слоги
«ма»,
«па»
Навыки и умения в процессах Берет пищу тубами с ложечки

Показатели нервно-психического развития ребенка второго полугода жизни


Пока
затель

Возраст в месяцах

7

8

9

10

11

12

Зрительно- ориен- тировоч- ные реакции







Слуховые ориентировочные реакции







Эмоции







Движения общие

Хорошо
ползает

Самостоятельно садится и сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее

Ходит при поддержке за обе руки

Влезает на невысокую поверхность и сп ол зает с нее

Стоит
самосто
ятельно
без
опоры

Ходит
самосто
ятельно

Движения руки и действия с предметами

Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушку из одной руки в другую

Долго зани- ма етс я игрушками

Действует с предметами по- разному (катает, вынимает, складывает и т,д.}

Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой

Строит из кубиков башенку, снимает и одевает кольцо пирамиды

Приго Произ Громко Подра Подра Произ Произ
тови носит повтор жает жает носит носит
тельные слоги но про слы слы первые 8-10
этапы много износит шимым шимым слоги слов
развития кратно разные слогам, слогам - обоз
речи [лепе слоги которые взрос начения:
чет} имелись в его лепете лого «мама»,
«ав-ав»
Пони На По Знает Знает Выпол Выпол
мание вопрос просьбе свое назва няет няет
речи «Где?» взрос имя. На ние опреде элемен
находит лого вопрос частей ленные тарные
предмет. делает «Где?»- тела. требо требо
лежа «ладуш нахо дает вания вания
щий в ки», «до дит и зна взрос взрос
опреде свида достает комый лых. лых
ленном нии» предмет пред [увели
месте из множества игрушек. мет по просьбе взрослого чивается
запас
пони
маемых
слое}
Навыки Пьет из Сам Умеет Сам
и умения чашки, держит пить из берет
в про которую в руке чашки. чашку и
цессах держит про придер пьет. Са
взрос дукты живая ее мостоя
лый (хлеб,
яблоко}
руками тельно держит- ложку; помогая взрослому кормить себя

Показатели нервно-психического развития ребенка второго года жизни


Значительно увеличивается запас понимаемых слов


Находит по

Отвечает

Понимает

слову среди

взрослому

рассказ о

нескольких

при совмест

знакомых

внешне

ном рас

ему по опыту

сходных

смотрении

событиях

предметов два

картинки


одинаковых



по значению.



но различных



по форме и



величине


но ест густую пищу ложкой но ест жидкую пищу ложкой
Умеет раздеваться с помощью взрослого
Умеет частично одеваться с помощью взрослого

Возраст с 3 до 6-7 лет является существенным этапом в формировании психических функций ребенка. Важной основой этого процесса является дальнейшее созревание головного и спинного мозга.

К 3 годам масса головного мозга ребенка утраивается по сравнению с массой при рождении. К 5-6 годам формируются мелкие извилины коры. Продолжается структурное развитие нервных клеток. К концу периода головной мозг ребенка близок по строению к головному мозгу взрослых.

В 5-6 лет соотношение спинного мозга и позвоночника становится таким же, как и у взрослых. Активно функционирует вегетативная нервная система (ВНС), при этом физиологическое преобладание влияния симпатической части ВНС на 3-4-м году сменяется большим воздействием ее парасимпатической части.

Движения в этом возрасте являются естественной жизненной потребностью. Суточная двигательная активность у детей 5 лет достигает 8-10 тысяч различных движений в сутки. В зимнее время она снижается. При этом суточная двигательная активность у девочек ниже, чем у мальчиков. Однако у девочек более выражена точность движений.

К 4 годам ребенок может ловко и уверенно двигаться вперед и назад, бегать вприпрыжку, бросать мяч. В пять лет ребенок умеет перепрыгивать с места на место, ловить мяч, ездить на велосипеде, исполняет под музыку разные движения, умеет делать простые танцевальные па, устанавливает четкое домини­рование правой или левой руки. В 6 лет дети уверенно скачут на одной ноге, ведут мяч одной рукой на ходу или ногами как в футболе, прыгают через скакалку, которую крутят два человека. В 6-7 лет они могут лазать по канату, метать мяч в даль и в цель.

Развитие тонких целенаправленных движений кисти у детей дошкольного возраста проявляется постепенно способно­стью пользоваться ножницами, столовыми приборами, умением рисовать треугольники, квадраты (в 4 года), круги (в 6 лет) и другие геометрические фигуры, писать печатными буквами. Однако координация движений в этом возрасте еще недостаточна. Это, в сочетании с высокой двигательной активностью, может приводить к разнообразным травмам. Травмы являются наиболее частой причиной смертности в данной возрастной группе.

В дошкольном периоде детства происходит дальнейшее развитие органов чувств. С 3 лет ребенок имеет хорошее цветовое зрение, в дальнейшем повышается тонкость цветоразличения. Он способен к стереоскопическому восприятию пространства, геометрических форм и дистанций. В возрасте 4 лет достигается максимальная острота зрения - 1,0. Продолжает развиваться музыкальный слух. Начинает формироваться ориентировка во времени. Все это улучшает процесс восприятия окружающего мира.


Воображение малыша становится более ярким, насыщенным, эмоциональным. Развивается творческое воображение. У дошкольников, как правило, хорошая память. Они легко запоминают сказки, соответствующие возрасту стихи, считалки, скороговорки.

Необходимо знать, что ребенок легко запоминает то, что для него эмоционально окрашено. В 3-4-летнем возрасте память имеет непроизвольный характер, при этом ребенок не ставит перед собой целью запоминать какие-либо объекты или слова. С 4-5 лет формируется произвольная память, т.е. сознательное стремление что-то выучить, запомнить.

С 4 до 7 лет идет быстрое нарастание объема внимания. К 6-7 годам происходит включение механизмов произвольного внимания (подчинение внимания определенным целям), его способности к переключению.

К 6 годам словарный запас ребенка расширяется до 3000 слов. Употребляются предложения разных видов, правильно используются склонения и спряжения, формируется культура речевого общения.

К 3-4 годам развивается способность к коллективным играм со сверстниками, которые становятся основным видом деятельности. В 3 года дети начинают играть рядом и у каждого должна быть своя игрушка. В дальнейшем дети играют вместе, но это взаимодействие кратковременное. В 5-6 лет, с развитием игровых умений и замыслов, дети начинают объединяться для игры на более длительное время.

К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он: мальчик или девочка. К 4-5 годам начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, в предпочтении игр и игрушек.

Дошкольник может легко освоить все гигиенические навыки. Уже на четвертом году жизни ребенок может самостоятельно чистить зубы с пастой и полоскать рот после приема пищи. Большинство детей к 5 годам умеют самостоятельно умываться. Дошкольник способен пользоваться носовым платком. В 3-4 года малыш во время приема пищи может пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой. В 5 лет дети едят аккуратно, бесшумно. В 6-7 лет закрепляют навыки культуры поведения за столом, в том числе правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой, убирать со стола посуду.

В 3 года малыш может застегивать пуговицы и завязывать шнурки на обуви с небольшой помощью взрослого. К 4 годам совершенствуется стремление самостоятельно одеваться и раздеваться, быть всегда аккуратным, опрятным. В 5 лет закрепляются навыки одеваться и раздеваться, дети сами застегива­ют пуговицы, молнии, зашнуровывают ботинки. К 6 годам дошкольники могут завязать шнурки на обуви, почистить обувь, постирать носки, следят за опрятностью костюма. К 7 годам дети умеют быстро одеваться и раздеваться.

Начальные формы самосознания формируются у ребенка трех лет, когда он начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я» и стремится самостоятельно удовлетворить свои потребности. Это может осложниться «кризисом трех лет», при котором у ребенка на фоне установления новых отношений с окружающими, необходимых для выявления своего «Я», на­блюдается негативизм (ребенок отказывается подчиняться некоторым требованиям взрослых), упрямство (ребенок настаивает на своем требовании), строптивость (протест против порядков, существующих дома), своеволие, обесценивание роли взрослых.

К 7 годам на фоне появления новой внутренней жизни - жизни переживаний, влияющих на внутренний мир, возможно возникновение «кризиса семи лет».

Основные симптомы этого кризиса:

· потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка);

· манерничанье: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;

· ребенку плохо, но он старается этого не показывать.

В связи с «кризисом семи лет» возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым. Преодоление кризиса свидетельствует о переходе в следующий возрастной период.

В конце дошкольного периода происходит формирование готовности ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе устанавливается при комплексном психодиагностическом обследовании.

Цель контроля за развитием детей состоит в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возраст группы и дошк. учреждения в целом.

В результате контроля определяется уровень развития ребенка, а также первоначальные отклонения в его развитии, поведении. Контроль позволяет своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определить индивидуальный режим.

Контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Контроль носит комплексный характер:

оценка состояния здоровья,

физического,

психического здоровья,

поведения.

При оценке поведения пользуются памяткой-опросником (стр. 110 лит. № 1).

При выявлении нервно-психического развития ребенка 2-го года жизни следует его оценивать, исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 г. 3 мес., 1г. 6 мес., 1 г. 9 мес., 2 лет.

Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития детей: развитие понимания и активной речи, сенсорное развитие, игры и действий с предметами, общих движений, формирование навыков самостоятельности.

Методы контроля за психическим развитием детей:

1. опрос матери

2. наблюдение в группе за поведением,

3. Диагностика психического развития.

Ребенку предлагается задание, если он не справился, то получает задание, как ребенок 1 г. 9 мес.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель.

Так отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций.

За нормальное развитие ребенка 2-го года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала:

1 г. 1 мес. – 1 г. 3 мес.; 1 г. 4 мес. – 1 г. 6 мес.;

1 г. 7 мес. – 1 г. 9 мес.; 1 г. 01 мес. – 2 г.

На 3-м году – в пределах полугодия:

2 г. 1 мес. – 2 г. 6 мес.; 2 г. 7 мес. – 3 г.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети разделены на 3 группы:

1 группа - дети с нормальным развитием, с опережением,

2 группа - входят дети с первоначальной задержкой в развитии на 1 эпикризный срок,

3 группа – с более глубокой задержкой на 2 эпикризных срока,

4 группа – (редко) на 3 эпикризных срока.

Таблица качественно-количественной оценки психического развития детей 2-го года жизни разработана К.Л. Печорой (лит. № 1, с. 119).

Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития.

Для проведения диагностики н/психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни.

Хранится он в метод. кабинете, в коробках по каждому возрасту (1г. 3 мес., 1 г. 6 мес., 1 г. 9 мес., 2 г., 2 г. 6 мес., 3 года) и методика выявления уровни развития ребенка.

Как-то недавно мне пришлось наблюдать следующую сцену. Во дворе с группой детей играл в мяч мальчик лет шести. Вдруг одно из окон открылось и в нем появилась женская голова, очевидно матери ребенка. Мать минуту смотрела на своего играющего сына и, встретившись с ним взглядом, сказала явно безразличным тоном: «Сеня, хватит мяч гонять и домой пойти не грех»,- и тут же закрыла окно. По ее тону Сеня ясно понял, что идти домой совершенно не обязательно, что это мать сказала так, между прочим, и сама сразу же об этом забыла. Он продолжал бегать по двору. Прошел еще час-полтора. Снова открылось окно, снова в нем появилась голова матери, но на этот раз она начала кричать: «Сенька, черт паршивый, если сейчас же домой не пойдешь, всю шкуру спущу!» Мальчик спокойно отдал мяч и вошел в подъезд. Я не знаю ни Сеню, ни его матери, но уже из этой сцены можно понять, что Сеня приучен слушаться только крика и угроз и, пока дело не дойдет до «черта» и «шкуры», он слушаться не будет.

Окриками и замечаниями часто излишне злоупотребляют и воспитатели дошкольных учреждений. Делая детям замечания, они не всегда заботятся об их выполнении. Как часто можно видеть воспитателя, ведущего группу на прогулку и беспрерывно покрикивающего: «Миша, не балуйся», «Таня, не останавливайся», «Валя, иди в паре», «Володя, не беги». Дети так привыкли к этому постоянному аккомпанементу, что на замечания почти не реагируют, а воспитатель, даже не успевая проверить, понято ли и Выполнено ли его предыдущее указание, уже делает следующее.

Так как подвижность нервных процессов у ребенка обычно еще мала, ему трудно сразу переключиться с одного занятия на другое. Поэтому не надо без крайней необходимости требовать, например, чтобы ребенок сразу же прекратил игру и садился за стол. Лучше ребенку, играющему «в летчика», сказать: «Теперь иди на посадку, через пять минут нужно приземлиться и успеть к завтраку».

Особенно на первых порах надо стараться давать детям приказания, выполнение которых соответствует их собственным желаниям, например: «надо есть», когда ребенок голоден, или «снимай свитер», когда ему жарко. Постепенно, расширяя сферу действий «надо» или «нельзя», можно будет приучить ребенка спокойно и без сопротивления выполнять и не совсем приятные для него приказания, например «надо выпить лекарство».

Для того чтобы приучить детей слушаться с первого раза спокойного слова, мы с успехом применяем следующий метод. Мы предлагаем ребенку поступать так, как поступают моряки, летчики, космонавты, когда им что-либо приказывают, ребенок должен ответить «есть!», повторить приказание и после этого его выполнить. Например, мать или воспитатель говорит: «Коля, помой руки». Коля отвечает: «Есть! Помыть руки» - и после того сразу же идет к умывальнику. Этот прием, напоминающий игру, на которую дети идут очень легко и охотно, имеет ряд достоинств. При применении его вы уверены, что ребенок понял ваше указание, обратил на него внимание, и, главное, в этом случае приказание не воспринимается ребенком как насилие над его личностью и свободой, а выполняется как собственное добровольное желание.

Для полноценного нервно-психического развития ребенка исключительно важную роль играет слово. Слово, как указывал , является специфически человеческим, сильнейшим и универсальным раздражителем,- Для того чтобы слово не утратило своего значения, необходимо, чтобы каждое словесное указание или предупреждение обязательно всегда подкреплялось соответствующими действиями и ощущениями. Нельзя что-либо обещать ребенку или чем-либо пригрозить ему, если нет полной уверенности, что это обещание или угроза будут осуществлены.

Развитие движений. На 1-м месяце жизни у ребёнка ещё сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц, и движения его весьма ограничены. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции (дыхательную, защитную и др.). Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи. К концу 1-го - началу 2-го месяца жизни ребёнок может приподнимать на короткое время головку, лёжа на животе. Укреплению мышц шеи и туловища в это время способствует выкладывание ребёнка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день во время пеленания. Выкладывают малыша на ровную твёрдую поверхность, лучше всего на стол, покрытый лёгким одеялом или плотной пелёнкой. Подушки, постель и мягкие одеяла для этого не годятся, поскольку не вызывают напряжения мышц. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.

Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища, а затем и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, со 2-го месяца ребёнку нужна свободная, не препятствующая движениям одежда - ползунки, свободная кофточка с зашитыми рукавами. Дети, длительное время лишённые возможности активно- двигаться из-за тугого пеленания, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движений.

В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивает её в сторону громкого звука, человеческой речи или яркой игрушки.

К 3-му месяцу жизни у детей начинает проявляться так называемый комплекс оживления - активные, хотя и беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение к малышу взрослого. При выкладывании на живот ребёнок уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья. Совершая беспорядочные движения руками, к 3 месяцам он пробует захватывать и удерживать игрушку. С этого возраста игрушки подвешивают так, чтобы малыш мог дотронуться до них рукой.



С 4-го месяца малыш начинает поднимать голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лёжа на животе, упирается ногами при поддержке под мышки, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок.

На 5-м месяце, лёжа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребёнок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище ровно и устойчиво переступает ногами, свободно берёт и ощупывает игрушку, подвешенную над грудью.

6-й месяц жизни приносит малышу дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается по манежу, подползая к заинтересовавшему его предмету. Ползание способствует ускоренному развитию длинных мышц спины, положительно влияет на осанку, усиливает кровоснабжение органов и тканей. Поэтому следует всячески поощрять это полезное действие, побуждая и помогая малышу ползти.

Со 2-го полугодия у ребёнка повышаются дифференциация, целесообразность и точность движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а старается стучать ею об окружающие предметы, может перекладывать из одной руки в другую. Ребёнок уже хорошо ползает, ровно стоит при поддержке за обе руки.

Умением устойчиво сидеть большинство детей самостоятельно овладевают к 8-месячному возрасту. Попытки родителей стимулировать это умение в более ранние периоды жизни не только не оправданы, но и вредны, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может деформироваться и искривляться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребёнка не следует. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенки кроватки или барьер манежа, дать ручку, сделать прощальный жест «до свидания».

Следует иметь в виду, что каждому ребёнку присущи свои особенности развития. Одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти совсем не ползают, но и те, и другие развиваются нормально.

На 9-м месяце ребёнок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе, а иногда и одну руку. Он уже способен залезать на невысокие предметы (подушку, чемодан и т. п.), становится более ловким. Играть с игрушками он предпочитает сидя, что увеличивает свободу действий и последовательность (поворот корпуса, свободное круговое движение рук).

Некоторые родители, желая, чтобы ребёнок быстрее овладел ходьбой, используют ходунки. Этого лучше не делать. Устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься и поползти или лечь. Кроме того, при ходьбе в ходунках он постоянно наклоняется вперёд, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения.

На 10-м месяце ребёнок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой. К этому возрасту хорошо уже иметь соответствующую его росту мебель.

Стол для ребёнка должен быть такой высоты, чтобы сидящий за ним малыш мог положить на него предплечья, не поднимая их, при этом спина, бёдра и голени находятся по отношению друг к другу под прямым углом, а стопы опираются на пол. От правильной посадки зависит формирование осанки ребёнка. Не годятся ни слишком низкие, ни высокие столы. Спинка стула должна быть прямой. При хорошо подобранном размере детской мебели и правильной посадке коленки малыша находятся под столом, а расстояние между краем стола и спинкой стула позволяет повернуться ему в сторону. Необходимо иметь в виду, что сидение для маленького ребёнка является серьёзной нагрузкой, поэтому не надо позволять ему долго засиживаться.

К 11 месяцам ребёнок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, держась за каталку, а иногда стоит самостоятельно. Он уже пробует сползти на животе с дивана, пытается забраться по наклонной поверхности или ступенькам вверх. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вкладывать в них что-нибудь, вынимать содержимое, комкать и рвать бумагу.

Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, в состоянии нести двумя руками нетяжёлые предметы. Его любимое занятие - опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой всё, что возможно, бросать мяч и другие игрушки и предметы.

Свобода перемещения годовалого ребёнка и его действий с предметами таит и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к ожогам, травмам, попаданию мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребёнка, способного самостоятельно перемещаться, нельзя выпускать из поля зрения, так как при отсутствии жизненного опыта его двигательные возможности нередко приводят к несчастным случаям.

Зрительные ориентировочные реакции. К месячному возрасту ребёнок начинает фиксировать взгляд в течение некоторого времени на ярких крупных игрушках, подвешенных над его грудью. Поскольку поле зрения у детей в этом возрасте довольно узкое, игрушки (1 -2) следует подвешивать в кроватке так, чтобы они находились прямо перед глазами на расстоянии 30-40 см от лица. В 2 месяца малыш не просто рассматривает игрушки, но и следит глазами за их передвижением. К 3 месяцам он фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении, а еще через месяц охотно наблюдает за передвижением различных предметов, особенно ярко окрашенных. К 5 месяцам ребёнок легко узнаёт мать, отца и других близких лиц, отличая их от незнакомых. Со 2-го полугодия жизни он начинает различать основные цвета.

Слуховые ориентировочные реакции. Ребёнок слышит с первых дней своей жизни, хотя способность различать звуки у него на первых порах ограничена. Он воспринимает громкие звуки, поэтому во время его сна, а это практически большая часть суток, следует избегать громкой речи или других резких звуковых раздражителей, от которых ребёнок вздрагивает. Слух улучшается по мере рассасывания слизистой жидкости, заполняющей при рождении барабанную полость (среднее ухо). 2-месячный малыш прислушивается к различным звукам, вскоре при внезапно возникающих звуках у него появляется отчётливое звуковое сосредоточение (прекращает все виды деятельности, даже сосание) . 4-месячный ребёнок правильно определяет направление звука, поворачивая голову в сторону его источника, устанавливает по голосу местонахождение взрослого. С 5-месячного возраста он узнаёт голоса близких лиц, различает интонацию речи, с которой обращаются к нему или разговаривают между собой взрослые. Поэтому в целях правильного формирования нервной системы ребёнка родителям необходимо следить за своей речью. В этом возрасте ребёнок с удовольствием слушает мелодичную музыку.

Развитие эмоций. Первым выражением эмоциональной жизни ребёнка является улыбка, которой он с месячного возраста выражает свою радость при ласковом обращении к нему взрослого. К концу 2-го месяца жизни отдельные эмоционально-положительные реакции объединяются в целостную систему, называемую комплексом оживления. Начиная оформляться на 2-м месяце жизни в виде отдельных компонентов (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление), комплекс оживления у 3-месячных детей приобретает активный характер, дополняется оживлёнными движениями рук и ног, какими-то пока неясными звуками.

3-месячный малыш громко смеётся, когда с ним играют. К 4 месяцам он проявляет чётко выраженные эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия. Во 2-м полугодии жизни круг его эмоций расширяется. В 9-10 месяцев ребёнок пугается в незнакомой обстановке, способен обижаться, проявлять гнев при отказе выполнить его желания. У него долго сохраняется чувство страха после падения или ушиба или вследствие запугивания волком, «который тебя съест», стариком, «который сунет в мешок и унесёт», или тётей в белом халате, «которая сделает укол». К году малыш может плакать от сочувствия к другому обиженному плачущему ребёнку и сам страдает от обиды, когда его не принимают в общую игру старшие дети.

Познавательная деятельность. На протяжении 1-го года жизни ребёнок устанавливает связи с окружающим миром на базе безусловных и образующихся условных рефлексов. Первый месяц жизни уходит в основном на приспособление новорождённого к условиям существования. Со 2-го месяца он начинает познавать окружающий мир, чему способствует развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Появление в этом возрасте первых условных рефлексов свидетельствует о прогрессирующем созревании коры головного мозга и активном приспособлении ребёнка к условиям существования. Взгляд малыша становится осмысленным, задерживается на ярких предметах, лице разговаривающего с ним взрослого человека. Когда ребёнка берут на руки и укладывают в обычную позу корм-Л< ччия, он, ещё не приложившись к груди, начияас т "пичмокивать губами. Если его кормят из буты/юч^1?- он радостно оживляется от одного её вил2я--»-. месячный малыш, ещё не понимая значения слой, по интонации улавливает основной смысл обращения к нему, а своё отношение к окружающему пытается выразить оттенками лепета.

Познавательная деятельность ребёнка тесно связана с развитием активных движений. Возможность целенаправленно двигать руками, захватывать и удерживать игрушки влечёт за собой детальное их ощупывание. Если в них есть отверстия, ребёнок попытается засунуть в него палец. Для стимуляции этой познавательной деятельности игрушки с 5-го месяца лучше не подвешивать, а раскладывать рядом с малышом во время бодрствования.

К полугодию активный интерес ребёнка ко всему окружающему отчётливо отражается на всём его облике. Об этом свидетельствует любая фотография малыша этого возрастного периода. Приподнявшись на руках, он готов оглядеть весь мир. Он уже чётко улавливает настроение взрослых и по их виду, и по тону разговора. Малышу нравится всё, что расширяет его кругозор: новые игрушки, новая обстановка. Поэтому его не следует постоянно держать в кроватке, периодически полезно брать его на руки, носить по комнате, подносить к окну. Это расширит возможности его познавательной деятельности, позволит получить много приятных ощущений, увидеть ранее недоступные обзору участки квартиры, людей и транспорт за окном, изменения погоды и т. п. Однако не надо приучать малыша проводить на руках у взрослого весь период бодрствования, некоторое время ребёнок обязательно должен самостоятельно играть в кроватке, что приучит его к некоторой независимости, способности сосредоточенно изучать окружающие предметы, заниматься с игрушками.

Во 2-м полугодии жизни ребёнок уже осознаёт целесообразность действий с предметами. Если малыш в этом возрасте случайно ляжет на жёсткую игрушку, он не плачет от неудобства, а сам уверенно с неё скатывается. Он начинает осознавать опасность. Переворачиваясь в кроватке или манеже, малыш не стукается об их стенки. Играя с твёрдой игрушкой, не бьёт себя по лицу. На 8-м месяце жизни он умеет отыскивьЗТь.рЭДЧ^ет, привлёкший его внимание, а к 9 месяцам помни;".своё имя и поворачивается на зов. С возра». "том увеличивается любознательность: ребёк »ок любит наблюдать за движением трана аорта, людей, охотно тянется к животным. Всё ему хочется пощупать, узнать. Он ле. гко запоминает названия предметов, разученные действия. К году он не только чутко улавливает интонацию речи взрослого, но и понимает значение многих слов. У него закладывается восприятие музыки, её мелодий и ритмов. Музыкальные пятиминутки желательно проводить ежедневно, используя проигрыватель, магнитофон, радио. Это формирует у ребёнка отношение к различным мелодиям и ритмам.

Развитие речи. С первых дней жизни младенец должен слышать человеческую речь. С ним надо ласково разговаривать при пеленании и кормлении, выполнении гигиенических процедур. Хотя малыш ещё не понимает обращенных к нему слов и сам нескоро ответит словом, но понимать речь он учится намного раньше.

Первые звуки ребёнок произносит в 2-месячном возрасте: сначала неясные, сопровождающие улыбку и оживлённое движение рук и ног в ответ на разговор взрослого. В 3 месяца ребёнок уже длительно гулит в период бодрствования. Постепенно гуление приобретает певучий характер, а к 4 месяцам у него появляются гортанные звуки. В 6-7 месяцев малыш произносит первые слоги «ба», «ма», ещё через месяц начинает их многократно повторять «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т. д. Это ещё не слова, а как бы их заготовки. В 9 месяцев ребёнок подражает слышимым слогам. В этом возрасте он предельно звукоохотлив, он как бы играет отдельными звуками и слогами, иногда им придаётся эмоциональная окраска. В 10 месяцев малыш повторяет различные слоги за взрослыми, не придавая им ещё никакого смыслового значения. Обращаясь в это время к ребёнку, мать, отец и другие члены семьи должны говорить с ним медленно, чаще употреблять односложные и двусложные слова. Показывая новый домашний предмет, следует чётко и кратко его называть. Ребёнок ещё не сумеет повторить название, но уже может запомнить его. Без этого этапа развитие осмысленной речи задерживается. Речь, несущаяся из радиоприёмника, телевизора, не ускоряет, а порой даже замедляет развитие и понимание речи ребёнком вследствие чрезмерной перегрузки словами. 11-месячный малыш может освоить первые простые слова «мама», «баба», а также слова-обозначения «би-би» - машина, «ав-ав» - собака и т. п. Он способен повторять за взрослыми короткие слова: «бах», «ау» и т. п. Понимание речи зависит от того, сколько и как с ребёнком говорят. В этот период плохи не только скупость на слова, но и многословие. Если на малыша обрушивается слишком много слов, он не может воспринять именно то, что должен услышать и усвоить. Слова для ребёнка надо не просто произносить, а относить их к определённым вещам или действиям, показывая их ребёнку. Обычно сначала малыш усваивает имена взрослых, названия окружающих предметов, игрушек, позже названия частей тела, лица. К году ребёнок чётко произносит 8- 10 простых слов.

О чётком понимании речи взрослого можно говорить со 2-го полугодия жизни ребёнка, когда он на вопрос «где?» находит предмет (часы, окно, стол и т. д.), расположенный в определённом месте (7 месяцев), по просьбе взрослого выполняет нек.оторые действия: дай, брось, на, иди на ручки; ладушки, до свидания (8 месяцев), реагирую ~т на своё имя, по предложению взрослого находит и достаёт предметы из массы игру. >чек (9 месяцев), знает название частей тх ша, подаёт названный знакс-мый предмет((10 месяцев), выполняет простейшие т. ебования взрослых (11 месяцев), значи?льно пополняет запас по нимаемых слов (12 месяцев).

Нередко роди телей начинает беспокоить задержка речи у их малышей, что бывает у многих норма.!дьно развивающихся » физическом и нерпно-психическом отнс-шении детей, особенно на 2-м году жизнь При этом понимание чужой речи, как правило, развивается нор; «ально, но отстаёт её воспроизведение. Исследование таких детей показало, что если у ребёнка сохранены слух и понимание чужой речи, то с формированием и созреванием речевых центров речь появляется к полутора - Z3VM годам, реже - в более поздние сро-жж. Для ускорения формирования и раз-зггия речевых центров используют массаж ж физические упражнения для кистей рук, :собенно пальцев, двигательные центры sOT-орых в головном мозгу располагаются рядом с речевыми центрами. Ежедневные тгхие упражнения и 2-3-минутные заня-ткя по овладению навыками речи ускоряют её развитие на 3-4 недели уже в 1-м полугодии 2-го года жизни.

Взаимоотношения с окружающими. Со 2-го месяца жизни покормленный ребё-аок, прежде чем опять уснуть, проявляет лшзнаки желания «побыть в обществе». Рать взрослого в жизни грудного ребенка z-ереоценить невозможно. Из всего окружающего малыш с первых месяцев жизни зслделяет человека, и общение с ним для гебёнка - самое привлекательное и при--тгтвое дело, способствующее оживлённому, жизнерадостному настроению.

С каждым последующим месяцем отношение ребёнка к взрослому усложняется. Бели 3-4-месячный малыш на ласковый разговор любого человека реагирует радо-ггной улыбкой, активными движениями у.:нечностей, то в 5-6 месяцев он сначала ^лятельно и внимательно рассматривает:-;гащающегося к нему человека и только затем улыбается, если тот ему знаком и =реятен, или наоборот, заплачет, когда не 7 3=гет в разговаривающем знакомое лицо. К 5 месяцам малыш чётко знает мать, -тца и других близких лиц, чётко реагирует на их разговор.

На 7-8 месяце жизни он охотно общается со взрослыми, отличая членов семьи от незнакомых людей, улыбается близким, охотно участвует с ними в простейших играх, стремится повторять действия окружающих и выполнять их задания. К концу 1-го года жизни малыш проявляет интерес к другим детям, особенно старшим. Он всё чаще призывает на помощь взрослых. Его интересует совместная с ними деятельность, участие в их делах.

Воля и самостоятельность. С чётко выраженным проявлением воли ребёнка родители сталкиваются с начала 2-го полугодия жизни. Малыш становится настойчивым в стремлении добиться выполнения своего желания. Ребёнок кричит (не плачет), требуя, чтобы ему сменили мокрое бельё, покормили его или взяли на руки. К таким требованиям следует относиться дифференцированно. Всё, что относится к созданию удобства для ребёнка, безусловно подлежит исполнению. Но потакать любому его желанию нецелесообразно: если малыш требует того, что может причинить ему вред или не может быть ему предоставлено, необходима стойкость и отказ в выполнении желания словом «нельзя». Он ещё может не понимать значение этого слова, но твёрдость интонации уловит мгновенно. Если не воспитать восприятия запрета в раннем возрасте, в будущем восполнить дефект воспитания в плане необходимости ограничения желаний будет чрезвычайно трудно.

9-10-месячный малыш некоторое время способен самостоятельно заниматься игрушками. Эти занятия маленького человека следует уважать, не прерывать игру и не вторгаться в его дела. То, с чем ребёнок справляется сам, неразумно делать за него. А таких дел с каждым месяцем становится всё больше: он принимает активное участие в одевании и раздевании, протягивая руки, ноги, вытягивает шею при умывании, чистит нос в подставленный носовой платок, во время еды чаще использует по назначению ложку, самостоятельно пьёт из чашки.

Игры и игрушки. Игрушки необходимы ребёнку для правильного умственного и физического развития. В грудном возрасте они стимулируют движения и ориентировку у ребенка. Вначале для привлечения внимания месячного малыша используются яркие крупные пластмассовые или резиновые погремушки, которые он сначала рассматривает, что тренирует функцию его глаз, а затем пытается взять в руку, удержать, ощупать, подвигать, что стимулирует двигательную активность рук. С 5-го месяца игрушки, размещённые рядом с ним, будут побуждать лежащего на спине малыша поворачиваться на бок или живот. Игрушки, положенные впереди лежащего на животе ребёнка на расстоянии вытянутой его руки, помогут ему научиться ползти, опираясь на предплечья.

Игрушки для детей 1-го полугодия жизни должны быть гладкими, без узких отверстий, в которых мог бы ущемиться пальчик. Треснувшую или сломавшуюся игрушку следует срочно заменить. Все игрушки должны быть идеально чистыми, так как ребёнок не только с ними играет, но и пытается засунуть их в рот. Поэтому в конце каждого дня их необходимо вымыть горячей водой с мылом и хорошо прополоскать, используя для заключительного ополаскивания кипячёную воду. Детей 2-го полугодия интересуют игрушки более сложные по форме. Для них хороши резиновые и пластмассовые куклы, различные животные, посуда, колокольчики, всевозможные разборные пирамидки, коробочки. Требования к их ежедневной обработке те же.

Если в 1-м полугодии жизни ребёнок был занят обследованием игрушки, знакомился с ней, то во 2-м полугодии возникает предметно-игровая деятельность. 7- 8-месячный малыш с удовольствием воспринимает заигрывание взрослых, присказку «ладушки-ладушки» сопровождает похлопыванием ладоней. Он быстро учится совершать примитивные стереотипные движения: делать вид, что прячется при игре «ку-ку», смеётся и отстраняется при игре «идёт коза рогатая». Он уже понимает, что «коза» не причинит ему вреда, и воспринимает шутливое настроение взрослого, охотно приобщается к новым формам игры, новым игрушкам. Его уже интересуют цветные кубики, палочки; он с удовольствием рвёт бумагу.

8-9-месячный малыш любит раскладывать вокруг себя много различных предметов и играть с ними по очереди: кубики складывать в коробочку, маленькую матрёшку в большую. Его забавляет игра с небьющейся посудой, цветными шарами. Он быстро усваивает свойства предметов и игрушек: нажимает на резиновую игрушку с пищалкой, подкидывает мячик. Ребёнка особенно интересуют игрушки в руках взрослых или других детей. Он к ним тянется, хочет взять.

В 10-11 месяцев малыш предпочитает сюжетно-образные игрушки и осуществляет с ними сюжетные действия: укачивает куклу, стаскивает с неё одежду, передвигает машину.

Годовалому ребёнку нравятся игры в коллективе. Он охотно становится соучастником игры со старшими детьми, бросает им мяч, ожидает его возвращения, пытается его ловить.

Воспитание полезных привычек и навыков. Умственное развитие ребёнка, как и физическое, необходимо стимулировать. Советский педиатр академик М. Я. Сту-деникин указывает, что «первый год жизни - самый ответственный не только потому, что в этот период закладывается фундамент здоровья будущего человека, но и происходит его физическое и умственное развитие». Если малыша предоставлять самому себе, не играть и не заниматься с ним, то развитие его замедляется. Многое зависит и от условий воспитания в семье. Проводимые в определённое время кормление, туалет, укладывание спать, прогулки на воздухе, купание и т. д.- всё это дисциплинирует ребёнка, а следовательно, и воспитывает его. Очень важно разговаривать с малышом, приучать его прислушиваться к звукам. Передвигаясь с ним по комнате, надо привлекать его внимание и знакомить со всеми окружающими предметами. Чтобы у ребёнка появилась способность обобщения, следует показывать ему и называть одним словом одинаковые предметы, различающиеся цветом, размерами или формой. В результате ребёнок научится показывать называемые части тела и лица не только у себя, но и у куклы, собачки кошечки и т. д.

С другой стороны, упорное стремление ускорить психическое развитие малыша путём чрезмерных занятий и неумеренной нагрузки новой информацией приносит не пользу, а вред, который в силу большой пластичности нервной системы ребёнка, не выявляясь вначале, может проявиться позже в нарушении гармонии психического и физического развития.

Развитие детей в первые месяцы жизни происходит так быстро, что новые навыки и умения появляются буквально на глазах. Первые полезные и вредные привычки и навыки у ребёнка начинают формироваться рано, причём плохие появляются в результате недооценки значения тех или иных аспектов в процессе воспитания детей. Родителям необходимо способствовать развитию полезных привычек и пресекать вредные. Первое, на что следует обратить внимание, это отвлечение малыша от сосания пальцев или различных предметов, поощрение определённой позы при мочеиспускании. Плохая привычка отвлекаться во время кормления является следствием неправильных действий родителей, которые рассказывают сказки, показывают картинки во время еды или применяют другие средства, развлекающие малыша.

Буквально с 5-6-месячного возраста ребёнок ориентируется в тоне разговора взрослых, улавливает как похвалу, так и строгий укор и действует соответствующим образом. Если ему не дают или не разрешают взять заинтересовавший его предмет, он пытается добиться выполнения своего желания плачем или криком. В случае уступки родителей один раз ребёнок повторяет такой приём в сходной ситуации ещё и ещё раз. Положительный эффект подобных действий вырабатывает дурную привычку добиваться криком и плачем выполнения всех своих желаний, хотя они порой и не на пользу малышу. В дальнейшем эта привычка закрепляется и способствует развитию эгоизма, упрямства.

С 1-го года жизни необходимо выработать у ребёнка привычку к чистоте. Она будет стойкой, если малыш постоянно умывается не только утром и вечером, но и регулярно при малейшем загрязнении лица или рук. Ему будет неприятно оставаться грязным даже на короткое время. Ежедневное купание ребёнка станет полезной привычкой постоянно пользоваться в дальнейшем гигиенической ванной или душем.

Мытьё рук перед едой - навык, который вырабатывается у детей ещё до года. В этом возрасте дети, ползая, постоянно загрязняют руки. Но если этого и не произошло, для выработки полезной привычки руки малыша перед едой всё равно следует сполоснуть. Тогда мытьё рук перед едой станет условным рефлексом, стимулирующим выделение наиболее активного, «запального», желудочного сока, повышающего аппетит.

Закреплению навыка чистоты способствует и содержание в строгом порядке белья и предметов ухода за ребёнком. Следует приучать детей хранить в порядке свои игрушки. Ухаживая за ребёнком 2-го полугодия жизни, необходимо делать замечания, когда он нарочно разбрасывает игрушки, швыряет их на пол. Умышленно брошенную игрушку или вещь лучше не возвращать ребёнку, если даже он этого требует очень настойчиво. Можно дать её лишь через несколько дней.

Кормление в одни и те же часы вырабатывает полезную привычку питаться регулярно.

С того времени, когда малыш может сидеть, его следует систематически высаживать на горшок после сна, если он проснулся сухим, через 15-20 мин после кормления, а также в конце периода бодрствования. Первое время, чтобы не оттолкнуть ребёнка от горшка, его можно слегка подогреть, налив в него немного тёплой воды. Если горшок при первом высаживании был холодным или по какой-то другой причине ребёнку было неудобно на нём сидеть, он может упорно сопротивляться такому неприятному для него действию взрослых. И со временем это сопротивление, закрепившись, превратится в дурную привычку избегать горшка. Надо помогать малышу учиться тужиться, произнося соответствующие звуки. Систематическое высаживание ребёнка на горшок воспитывает у него регулярный ритм опорожнения мочевого пузыря и прямой кишки. Этот ритм в дальнейшем закрепляется в виде условного рефлекса, и у ребёнка уже при виде горшка появляются соответствующие позывы.

Чем меньше ребёнок, тем быстрее он отвлекается, переключает своё внимание с одного предмета на другой. К году при правильном воспитании малыш уже может сосредоточиваться на одном деле до 10 мин. Главным условием такого воспитания является уважение к занятиям маленького человека. Если он сам себя чем-то заинтересовал и занял, нельзя мешать ему, вторгаться в его дела, прерывать игру. Когда малыш не знает, чем занять себя, тогда ему следует помочь. Каждый полезный навык, умение должны поощряться лаской, одобрительным тоном. При этом у ребёнка, хорошо понимающего интонации и мимику взрослого, возникает положительная эмоция, полезный навык закрепляется.

Дети 1-го года жизни в своих играх часто совершают такие действия, которые с точки зрения взрослых заслуживают порицания (раскрашивают стены, книги, ломают игрушки и т. д.). Ребёнок ещё не понимает вредности своих действий, он им радуется, пытается повторять. Неразумно сердиться за это на маленького любознательного человека, ругать его или тем более наказывать. Ему надо спокойно и убеждённо разъяснить, почему нельзя так делать, а чтобы ребёнок не портил вещей, за его действиями необходимо внимательно следить и направлять их.

Не следует стремиться немедленно выполнять любое желание малыша. Он с первых шагов своей жизни должен усвоить, что не все желания исполнимы, тем более немедленно. В то же время при сильно выраженном недовольстве ребёнка, связанном с запрещениями, лучше отвлечь его внимание, пожалеть и приласкать, иначе строгий и холодный запрет может вызвать у него развитие отчуждённости и даже агрессивности.

С самого раннего возраста ребёнок болезненно реагирует на грубые крики, громкие звуки. Поэтому недопустимы включение на полную громкость радио, телевизора, ссоры взрослых в присутствии ребёнка, телесные наказания старших детей. Запугивания ребёнка серым волком, тётей в белом халате, которая может причинить ему боль, и т. д. оборачиваются потом ночными кошмарами, боязнью пространства, безлюдия, новой обстановки. Неблагоприятно влияют на нервную систему ребёнка возбуждённое поведение взрослых, езда в переполненном транспорте, чрезмерное общение с посторонними лицами, даже друзьями семьи, нарушения привычного режима дня и питания, ухода.

Самое главное в воспитании малыша, чтобы все члены семьи были единодушны в своих воспитательных мероприятиях и соблюдали принцип их последовательности. Разногласия в воспитании, как и разрешение сегодня того, что запрещалось вчера, сведут на нет все воспитательные усилия и пагубно отразятся на психическом развитии ребёнка. Чем раньше определён круг понятий и действий, обозначенный словом «нельзя», тем легче прививаются и устойчивее действуют все воспитательные меры.

Литература: Бисярина В. П. Ребёнок до года. 2 изд. М., 1977; Бубнова М. М. Письма к матери. 2 изд. М., 1966; Гатауллина Л. Д. Молодым родителям. 2 изд. Уфа, 1985; Искусство быть здоровым. М., 1984; Калюжин Г. А., Дерюгина М. П. Вскармливание ребёнка на первом году жизни. 2 изд. Мн., 1977; их же. От колыбели до школы. 2 изд. Мн., 1984; Карле-сон Л., Карлссон В., Окерман М. Ребёнок от О до 2 лет: Развитие во взаимодействии с окружающими людьми: Пер. со швед. М., 1983; Климова-Фюгнерова М. Наш ребёнок: Пер. с чеш. Прага, 1967; Коршун И. В. Как кормить ребёнка. Мн., 1980; Ласло Магда, Пэ-тернё Пиклер Эмми. Справочник матери: Пер. с венг. М., 1973; Лямираль С, Рипо К. Растите детей здоровыми: Пер. с фр. 2 изд. М., 1984; Молодым родителям. 3 изд. М., 1976; Мо-лочно-кислые продукты в питании детей. Киев, 1981; Мугинова Е. Л. Гимнастика и массаж для детей раннего возраста. 2 изд. М., 1974; Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. М., 1983; Новикова Е. Ч., Ладодо К. С, Бренц М. Я. Питание детей. М., 1983; Сту-деникин М. Я. Книга о здоровье детей. Мн., 1986; Студеникин М. Я., Ладодо К. С. Питание детей раннего возраста. Л., 1978; Толкачев Б. С. От 0 до 7. М., 1976; Фирсов 3. П. Плавать раньше, чем ходить. М., 1978.

Последние материалы сайта