Тест по обществознанию Рыночная экономика для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.
1. Тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется
1) конкурентным
2) несовершенным
3) централизованным
4) плановым
2. К признакам рынка не относится
1) нерегулируемое предложение
2) нерегулируемый спрос
3) нерегулируемая цена
4) нерегулируемое налогообложение
3. В условиях рыночной экономики по мере увеличения цены объём спроса
1) увеличивается
2) уменьшается
3) остаётся прежним
4) регулируется государством
4. Верны ли следующие суждения о рынке?
А. Признаком конкурентного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.
Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о конкурентном рынке?
А. Признаком конкурентного рынка является неограниченное число участников.
Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируемые государством цены.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Какое положение из приведённых не относится к характеристике рыночной экономики?
1) господствующее положение занимает частная собственность
2) принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности
3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм
4) главным механизмом экономики является регулирование цен
7. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов
1) кооперация
2) конкуренция
3) корпорация
4) монополия
8.
А. В рыночной экономике господствующее положение занимает частная собственность.
Б. Главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Отметьте положение, характерное для командной экономики.
1) преобладание натурального хозяйства
2) жёсткое регулирование государством производства, об-мена и распределения
3) производитель сам решает, что и как производить
4) потребитель сам решает, что и сколько покупать
10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Для рыночной экономики характерно преобладание натурального хозяйства.
Б. Для рыночной экономики характерно строгое государственное планирование производства всех видов товаров.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
А) рынок
Б) цена
В) спрос
Определение
1) координатор всей рыночной экономики, согласовывающий решения продавцов и покупателей на рынке
2) механизм, учреждение, действие, которые служат сведению покупателя и продавца и обеспечению обменной операции
3) конкретные товары и услуги, которые потребитель выбирает и за которые он готов платить определённую цену
2.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рыночная экономика».
Конкуренция, монополия, спрос, предложение, цена.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Найдите в приведённом ниже списке признаки конкурентного рынка и выпишите цифры, под которыми они указаны.
1) неограниченное число участников рынка
2) регулируемый государством спрос
3) нерегулируемая цена, устраивающая спрос и предложение
4) мобильность трудовых и финансовых ресурсов
5) регулируемый доступ на рынок для производителей товаров
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Рыночной экономике присущи следующие признаки:
— господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на её основе осуществляют __________(1). При этом допускается существование государственной __________(2), но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
— принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся __________(3), происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется __________(4) в его деятельности;
— государство вмешивается в __________(5) в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами;
— главными механизмами рыночной экономики являются свободная __________(6), спрос и предложение, цена».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) конкуренция
Б) экономика
В) ресурс
Г) свобода
Д) собственность
Е) производство
Ж) монополия
1. Прочитайте отрывок из рассказа О. Генри «Трест, который лопнул» и выполните задания.
«Возвращаясь в Соединенные Штаты, мы с Энди споткнулись об один городишко в Техасе, на берегу Рио-Гранде. Назывался городишко Птичий Город, но жили там вовсе не птицы. Там было две тысячи душ населения, всё больше мужчины.
Надо сказать, что хотя мы с Энди и непьющие, но в городе было три кабака, и все жители целый день и добрую половину ночи шагали по треугольнику из одного в другой. Каждому было отлично известно, что ему делать со своими деньгами. …
Первым делом мы отправились в главный салун, который назывался «Голубая змея», и приобрели его в собственность. Это стоило нам тысячу двести долларов. А потом мы зашли на минутку в бар мексиканца Джо, поговорили о погоде и так, между делом, купили его за пятьсот. Третий нам охотно уступили за четыреста.
Проснувшись на следующее утро… Птичий Город выпорхнул из гнезда, отряхнул пёрышки и поскакал за утренней выпивкой. И ах! Бар мексиканца закрыт, другой пункт спасения утопающих — тоже. Естественно, из всех глоток разом вырывается крик изумления и жажды, и жители скопом несутся в «Голубую змею». И что же они видят в «Голубой змее»?
За одним концом стойки сидит Джефферсон Питере, этакий восьминогий спрут-эксплуататор, справа у него кольт и слева у него кольт, и он готов дать сдачи либо долларами, либо пулей. В заведении — три бармена, а на стене вывеска в десять футов длины: «Каждая выпивка — доллар». Энди сидит на несгораемой кассе, на нём шикарный синий костюм, в зубах первоклассная сигара, вид выжидательный. Тут же начальник полиции с двумя полисменами: трест обещал им бесплатную выпивку.
Да, сэр, не прошло и десяти минут, как Птичий Город понял, что дверца клетки захлопнулась. Мы ждали бунта, но всё обошлось спокойно. Жители знали, что они в наших руках. Ближайшая станция железной дороги находилась за тридцать миль, и можно было с уверенностью сказать, что вода в реке спадёт не раньше, чем через две недели, а до той поры переправа невозможна. И жители выругались, но очень учтиво, а потом стали сыпать доллары к нам на прилавок так исправно, что звон стоял, как от попурри на ксилофоне».
1) Дайте определение понятия «конкуренция» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.
2) На примере приведённого отрывка можно понять, как отсутствие конкуренции влияет на рынок. До того, как Джефферсон и Энди появились в Птичьем Городе, у местных жителей была возможность выбора между тремя барами трёх различных хозяев. Между теми существовала конкуренция; чтобы привлечь покупателей, они либо снижали цену, либо повышали качество продукции. Теперь же, когда два заведения из трёх закрылись, у жителей Птичьего Города не осталось выбора: все они шли в «Голубую змею «и покупали алкоголь там по завышенной цене. В Птичьем Городе Джефферсон и Энди получили монополию — исключительное право — на продажу спиртного.
Приведите пример любой государственной монополии в нашей стране.
2. Проанализируйте ситуацию.
Иванов хочет стать частным предпринимателем, но никак не может решить, что будет производить его фирма: шоколадные конфеты или ириски. Согласно социологическому опросу, 75% жителей города, где живет Иванов, предпочитают шоколадные конфеты ирискам. Но с другой стороны, в этом городе уже есть две фабрики по производству шоколадных конфет, тог да как все ириски завозят из соседнего региона. Что бы вы посоветовали Иванову выбрать для производства: ириски или шоколадные конфеты? Аргументируйте свой ответ, используя знания о соотношении спроса и предложения и свой жизненный опыт.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Главный недостаток капитализма — неравное распределение благ, главное преимущество социализма — равное распределение лишений» (У. Черчилль).
2. «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия — вот истинная задача государства в народном хозяйстве» (С.Ю. Витте).
3. «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон).
Ответы на тест обществознанию Рыночная экономика
Часть 1
1-1, 2-4, 3-2, 4-4, 5-1, 6-4, 7-2, 8-1, 9-2, 10-4
Часть 2
1. 213
2. монополия
3. 134
4. ЕДВГБА
Рыночная экономика - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок.
Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются много численные сделки купли-продажи.
Рыночной экономике присущи следующие признаки:
S господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
S принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности; S государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых
S главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.
Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров.
Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товар - это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.
Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка.
Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения.
Спрос - это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос находится в обратной зависимости от цены товара.
На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина доходов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожидаемые изменения цен в будущем.
Предложение - это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким образом, предложение напрямую зависит от цены.
На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: цены на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством.
Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластичным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спросе в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластичностью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в результате изменения конкурентной цены.
На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) - такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) - здесь на-блюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называемой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным.
Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. При былью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками понимают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции.
Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
2. Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX века, писал: «Молодое поколе ние есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и, так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить». О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит? Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духовной культуре чело века и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в от ношении духовной культуры?
Человеческое общество находится в условиях выживания человека как биологического вида. Происходит постепенное истощение продовольственных ресурсов, исчезают целые виды животного мира, уменьшаются плодородные почвы, сокращаются запасы питьевой воды и т.д. Помимо негативного воздействия на природу, отдельные представители человеческого общества сознательно идут на разрушение того, что накоплено многими поколениями. Создается впечатление, что человеческая цивилизация стремится к саморазрушению. И в этой связи особое место занимает пропаганда нравственных, общечеловеческих ценностей.
На протяжении многих веков люди стремились приумножить не только материальные богатства своей семьи, своего народа, способствовать развитию экономики, но и создавать произведения духовной культуры, способствовать росту авторитета своей страны на международной арене, содействовать развитию науки и техники. Основываясь на традициях своего народа, используя достижения всего человечества, они делали богаче эту землю, способствовали осуществлению исторического прогресса в России и в мире в целом. Их жизнь и деятельность фактически прошла под девизом, сформулированным великим русским педагогом К. Ушинским: «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее».
В этом смысле «умножить» означает, что человек должен способствовать развитию всех сфер жизни общества, и материальных, и духовных. Но при этом все направления развития должны находиться в гармонии между собой, и не следует умалять значения каких-либо составляющих сферы человеческой деятельности.
3. Дедушка и бабушка завещали вам квартиру. Как должен быть оформлен документ, даю щий вам право на наследство, чтобы он был признан правомочным? Какие документы вам не обходимы для подтверждения вашего права на наследство? Какие действия в отношении по лученной в наследство квартиры вы можете совершать до достижения вами совершеннолетия и при каких условиях?
Распорядиться квартирой на случай смерти бабушка и дедушка могли только путем составления завещания. Причем, каждый из них должен был совершить завещание лично на ту часть квартиры, которая ему принадлежит. Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Кроме нотариуса, аналогичным правом пользуется главный врач больницы, его заместитель или дежурный врач, если завещатель находится на лечении в больнице. На завещании, как правило, указывается место и дата его удостоверения.
Для подтверждения права на наследство необходимо представить нотариусу заявление о принятии наследства (квартиры) или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. К заявлению прилагаются свидетельства о смерти бабушки и дедушки, документы на квартиру (справка БТИ, свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру и пр.), паспорт заявителя. Все эти документы вправе представить нотариусу родители несовершеннолетнего как его законные представители.
При условии достижения 14-летнего возраста несовершеннолетний в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса РФ может осуществлять сделки с недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, дарить, передавать в безвозмездное пользование и т.д.) только с письменного согласия родителей (законных представителей).
Рыночная экономика - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок.
Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи.
Рыночной экономике присущи следующие признаки:
S господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
S принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности; S государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых
S главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.
Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров.
Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товар - это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.
Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка.
Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения.
Спрос - это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос находится в обратной зависимости от цены товара.
На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина доходов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожидаемые изменения цен в будущем.
Предложение - это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким образом, предложение напрямую зависит от цены.
На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: цены на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством.
Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластичным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спросе в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластичностью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в результате изменения конкурентной цены.
На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) - такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) - здесь на-блюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называемой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным.
Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. Прибылью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками понимают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции.
Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
2. Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX века, писал: «Молодое поколе
ние есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и,
так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить
его или расточить». О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит?
Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духовной культуре чело
века и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в от
ношении духовной культуры?
Человеческое общество находится в условиях выживания человека как биологического вида. Происходит постепенное истощение продовольственных ресурсов, исчезают целые виды животного мира, уменьшаются плодородные почвы, сокращаются запасы питьевой воды и т.д. Помимо негативного воздействия на природу, отдельные представители человеческого общества сознательно идут на разрушение того, что накоплено многими поколениями. Создается впечатление, что человеческая цивилизация стремится к саморазрушению. И в этой связи особое место занимает пропаганда нравственных, общечеловеческих ценностей.
На протяжении многих веков люди стремились приумножить не только материальные богатства своей семьи, своего народа, способствовать развитию экономики, но и создавать произведения духовной культуры, способствовать росту авторитета своей страны на международной арене, содействовать развитию науки и техники. Основываясь на традициях своего народа, используя достижения всего человечества, они делали богаче эту землю, способствовали осуществлению исторического прогресса в России и в мире в целом. Их жизнь и деятельность фактически прошла под девизом, сформулированным великим русским педагогом К. Ушинским: «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее».
В этом смысле «умножить» означает, что человек должен способствовать развитию всех сфер жизни общества, и материальных, и духовных. Но при этом все направления развития должны находиться в гармонии между собой, и не следует умалять значения каких-либо составляющих сферы человеческой деятельности.
3. Дедушка и бабушка завещали вам квартиру. Как должен быть оформлен документ, даю
щий вам право на наследство, чтобы он был признан правомочным? Какие документы вам не
обходимы для подтверждения вашего права на наследство? Какие действия в отношении по
лученной в наследство квартиры вы можете совершать до достижения вами совершеннолетия
и при каких условиях?
Распорядиться квартирой на случай смерти бабушка и дедушка могли только путем составления завещания. Причем, каждый из них должен был совершить завещание лично на ту часть квартиры, которая ему принадлежит. Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Кроме нотариуса, аналогичным правом пользуется главный врач больницы, его заместитель или дежурный врач, если завещатель находится на лечении в больнице. На завещании, как правило, указывается место и дата его удостоверения.
Для подтверждения права на наследство необходимо представить нотариусу заявление о принятии наследства (квартиры) или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. К заявлению прилагаются свидетельства о смерти бабушки и дедушки, документы на квартиру (справка БТИ, свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру и пр.), паспорт заявителя. Все эти документы вправе представить нотариусу родители несовершеннолетнего как его законные представители.
При условии достижения 14-летнего возраста несовершеннолетний в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса РФ может осуществлять сделки с недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, дарить, передавать в безвозмездное пользование и т.д.) только с письменного согласия родителей (законных представителей).
Тест по теме «Рыночная экономика»
Часть 1
1. Тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется
2. К признакам рынка не относится
3. В условиях рыночной экономики по мере увеличения цены объём спроса
4. Верны ли следующие суждения о рынке?
А. Признаком конкурентного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.
Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.
5. Верны ли следующие суждения о конкурентном рынке?
А. Признаком конкурентного рынка является неограниченное число участников.
Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируемые государством цены .
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Какое положение из приведённых не относится к характеристике рыночной экономики?
1) господствующее положение занимает частная собственность
2) принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности
3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм
4) главным механизмом экономики является регулирование цен
7. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов
1) кооперация 3) корпорация
2) конкуренция 4) монополия
8.
А. В рыночной экономике господствующее положение занимает частная собственность.
Б. Главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен.
9. Отметьте положение, характерное для командной экономики .
1) преобладание натурального хозяйства
2) жёсткое регулирование государством производства, обмена и распределения
3) производитель сам решает, что и как производить
4) потребитель сам решает, что и сколько покупать
10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Для рыночной экономики характерно преобладание натурального хозяйства.
Б. Для рыночной экономики характерно строгое государственное планирование производства всех видов товаров.
Часть 2
1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рыночная экономика».
Конкуренция, монополия, спрос, предложение, цена.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Найдите в приведённом ниже списке признаки конкурентного рынка и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) неограниченное число участников рынка
2) регулируемый государством спрос
3) нерегулируемая цена, устраивающая спрос и предложение
4) мобильность трудовых и финансовых ресурсов
5) регулируемый доступ на рынок для производителей товаров
4. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Рыночной экономике присущи следующие признаки: господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на её основе осуществляют _________(1). При этом допускается существование государственной __________(2), но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна; принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся _____________(3), происходит децентрализованно , то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется _____________ (4) в его деятельности;
Государство вмешивается в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами;
Главными механизмами рыночной экономики являются свободная ____________ (6), спрос и предложение, цена».
Слова в списке даны в именительном падеже . Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Часть 3
1. Прочтите отрывок из рассказа О. Генри «Трест, который лопнул» и выполните задания.
«Возвращаясь в Соединенные Штаты, мы с Энди споткнулись об один городишко в Техасе, на берегу Рио-Гранде. Назывался городишко Птичий Город, но жили там вовсе не птицы. Там было две тысячи душ населения, всё больше мужчины.
Надо сказать, что хотя мы с Энди и непьющие, но в городе было три кабака, и все жители целый день и добрую половину ночи шагали по треугольнику из одного в другой. Каждому было отлично известно, что ему делать со своими деньгами. <.„>
Первым делом мы отправились в главный салун, который назывался «Голубая змея», и приобрели его в собственность. Это стоило нам тысячу двести долларов. А потом мы зашлина минутку в бар мексиканца Джо, поговорили о погоде и так, между делом, купили его за пятьсот. Третий нам охотно уступили за четыреста.
Проснувшись на следующее утро... Птичий Город выпорхнул из гнезда, отряхнул пёрышки и поскакал за утренней выпивкой. И ах! Бар мексиканца закрыт, другой пункт спасения утопающих - тоже. Естественно, из всех глоток разом вырывается крик изумления и жажды, и жители скопом несутся в «Голубую змею». И что же они видят в «Голубой змее»?
За одним концом стойки сидит Джефферсон Питере, этакий восьминогий спрут-эксплуататор, справа у него кольт и слева у него кольт, и он готов дать сдачи либо долларами, либо пулей. В заведении - три бармена , а на стене вывеска в десять футов длины: «Каждая выпивка - доллар». Энди сидит на несгораемой кассе, на нём шикарный синий костюм, в зубах первоклассная сигара, вид выжидательный. Тут же начальник полиции с двумя полисменами: трест обещал им бесплатную выпивку.
Да, сэр, не прошло и десяти минут, как Птичий Город понял, что дверца клетки захлопнулась. Мы ждали бунта, но всё обошлось спокойно. Жители знали, что они в наших руках. Ближайшая станция железной дороги находилась за тридцать миль, и можно было с уверенностью сказать, что вода в реке спадёт не раньше, чем через две недели, а до той поры переправа невозможна. И жители выругались, но очень учтиво, а потом стали сыпать доллары к нам на прилавок так исправно, что звон стоял, как от попурри на ксилофоне».
С1. Дайте определение понятия «конкуренция» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.
С2. На примере приведённого отрывка можно понять, как отсутствие конкуренции влияет на рынок. До того, как Джефферсон и Энди появились в Птичьем Городе, у местных жителей была возможность выбора между тремя барами трёх различных хозяев. Между теми существовала конкуренция; чтобы привлечь покупателей, они либо снижали цену, либо повышали качество продукции. Теперь же, когда два заведения из трёх закрылись, у жителей Птичьего Города не осталось выбора: все они шли в «Голубую змею» и покупали алкоголь там по завышенной цене. В Птичьем Городе Джефферсон и Энди получили монополию - исключительное право - на продажу спиртного. Приведите пример любой государственной монополии в нашей стране.
2. Проанализируйте ситуацию.
Иванов хочет стать частным предпринимателем, но никак не может решить, что будет производить его фирма: шоколадные конфеты или ириски. Согласно социологическому опросу, 75% жителей города, где живет Иванов, предпочитают шоколадные конфеты ирискам. Но с другой стороны, в этом городе уже есть две фабрики по производству шоколадных конфет, тогда как все ириски завозят из соседнего региона. Что бы вы посоветовали Иванову выбрать для производства: ириски или шоколадные конфеты? Аргументируйте свой ответ, используя знания о соотношении спроса и предложения и свой жизненный опыт.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Главный недостаток капитализма - неравное распределение благ, главное преимущество социализма - равное распределение лишений» (У. Черчилль).
2. «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия - вот истинная задача государства в народном хозяйстве» ().
3. «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей : плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон).
Маленькая по весу и размерам рыбка форель имеет множество расцветок в зависимости от места обитания. При этом все ее виды невероятно вкусны и идеально подходят для легкого ужина. Готовое филе форели смазываем оливковым маслом и слегка солим. Ставим в жаро
Спящего человека, поэтому езда на машине указывает на направление жизненного пути, расстановленные приоритеты. Во многом толкование сна зависит от характера поездки и от внешнего вида автомобиля, так к чему снится ехать на машине?Что означает сон?Толкован
Шестерка Денариев, или по-другому карта Таро 6 Пентаклей обозначает нравственное величие и такие качества, как великодушие, терпимость, мягкость и готовность прийти на помощь. В раскладе эта карта шестерка Пентаклей может указывать на то, что такими качес
Дмитрий Карбышев, инженер и доктор военных наук, крайне редко улыбается на фото. Военный лично участвовал в большинстве крупных вооруженных конфликтах XX века и посмертно награжден званием «Герой Советского Союза». Сейчас имя знаменитого ученого ассоцииру
Практическое использование собаки возможно только при правильном направлении ее поведения в желательную для человека сторону. Это достигается соответствующей дрессировкой собаки. Для того чтобы правильно дрессировать и использовать собаку, необходимо твер
Бегемот обыкновенный или гиппопотам (Hippopotamus amphibius) - животное класса млекопитающих отряда парнокопытных. Обыкнове́нный бегемо́т, или гиппопота́м (лат. Hippopotamus amphibius) - млекопитающее из отряда парнокопытных, подотряда свинообразных (неж