Дуализм в философии как закон жизни. Значение слова дуализм К дуализму относится учение

17.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

лат. dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический Д.: Декарт, Мальб-ранш и др.; именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д.: Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д.: Спиноза, Лейбниц, окказионализм, Вундт, Фехнер, Паульсен, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла (этический Д.), природного мира и свободы, факта и ценности (неокантианство), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и раннеконцептуальные космологические модели: орфизм, зороастризм, манихейство, гностицизм и др.). Семантические альтернативы в рамках историко-философской традиции - монизм и плюрализм; 2) культурный феномен, выражающий фундаментальную интенцию европейской - ив целом западной - интерпретационной традиции, генетически восходящую к философии Платона, в чьей концепции присутствующие в любой ранней культуре элементы мифолого-космологического Д. обретают форму концептуальной доктрины и получают аксиологическое наполнение: мир идей как сфера совершенства Абсолюта, с одной стороны, и мир сотворенных подобий в их несовершенстве - с другой. Соединяющая оба мира "лестница любви и красоты" (Платон) радикально разрушается в христианстве, задающем предельную остроту Д. дольнего и горнего миров, апплицировав ее практически на все сферы человеческого бытия через Д. греха и добродетели и парадигму двойственности значения (Д. сакрального и земного) любого феномена, обусловившую напряженный семиотизм европейской культуры (начиная с медиевальной). Д. понимается в западной традиции как параллелизм, принципиальная и фундаментальная несоизмеримость альтернативных начал (см. у Спинозы, например: "ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому"), - в то время как применительно к восточным воззрениям термин "Д." означает принципиально иную форму события, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение (ср. "Д." ян и инь в древнекитайской культуре и Д. мужского и женского начал в культуре Европы - см. Секс). Типовая аналитическая ситуация раздвоения единого (выявление внутреннего противоречия в познаваемом объекте) протекает в западной культуре с очевидным вектором на онтологизацию противоречивости (см. статус диалектики в европейской культуре, логико-риторическую приоритетность диалога в сравнении с монологом в европейских философии, театральном искусстве и литературе), - в отличие от восточных культур, мыслящих противоположности в рамках универсального синкретизма. В качестве культурного феномена Д. проявляется в ориентации европейского менталитета на усмотрение базовой противоречивости как отдельных феноменов, так и бытия в целом. - Спецификой именно европейской культурной традиции является возможность зафиксировать в ее контексте дуальную альтернативу практически для любого культурного феномена (само оформление концептуального монизма в европейской культуре конституирует новую дуальную оппозицию Монизм - Д. в рамках историко-философской традиции), что создает мощный стимул для развития критицизма и вариабельности мышления, чуждого догматизму (см. двусторонний диспут как форму развития философского мышления, характерную - в различных модификациях - для многих сфер европейской культуры и в чистом своем виде реализовавшуюся в схоластике). Вместе с тем, означенная тенденция находит свое проявление и в специфичном для Европы феномене "разорванного сознания", аксиологический статус которого в контексте западной традиции оказывается весьма далеким от патологии (ср. с традиционными культурами и культурами Юго-Восточной Азии и Индии, где целостность сознания выступает не столько искомым состоянием, сколько нормой) и приближается к ценности (см. гегелевское "заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознанием"). Монистичность духовного мира индивида конституируется в западной традиции в качестве идеала, восхождение к которому мыслится в качестве ассимптотического процесса. В этом контексте жесткий Д. Декарта, задавший по-гейзенберговски остро принцип неопределенности для описания соотношения духовного (мыслящего) и телесного (вещественного) начал, может быть интерпретирован как одна из непревзойденных с точки зрения логической и моральной последовательности и интеллектуального мужества попыток смоделировать способ бытия в условиях разорванности сознания европейской культуры в целом. Европейская культура фундирована дуальными оппозициями, принципиально неизвестными иным культурным традициям (Д. любви земной и небесной как Д. плотского греха и духовного возрождения, например, - см. Любовь). Отсюда напряженный поиск европейской культурой парадигмы гармонии и осмысление последней в качестве результата специальной процедуры гармонизации, т.е. вторичного по отношению к исходному состояния: гармония как скоба, соединяющая две разнородные детали конструкции в естественном древнегреческом языке; космизация как последовательное оформление и снятие дуальных пар противоположностей в античной философии; артикуляция предустановленной гармонии в качестве цели (см. Телеология); переосмысление идеи Апокалипсиса как перспективного завершения креационного процесса (обожение природы в моделях космизма); нравственная парадигма перфекционизма в протестантской этике; фундирование возможности и способов бытия в условиях дисгармоничного мира и разорванного сознания в модернизме и т.д. Фундаментальный Д. западной традиции связан с генетическим восхождением культуры христианской Европы к двум равно значимым духовным истокам: рациональному интеллектуализму античной и сакрально-мистическому иррационализму ближневосточной традиций (см. Иисус Христос), что позволяет говорить об амбивалентности ее глубинных мировоззренческих оснований (ср. с "женщиной с двумя пупками" у Н. Хоакина).

Отличное определение

Неполное определение ↓

В истории человеческой мысли термин дуализм имеет несколько значений. Его используют в различных областях жизни: психологии, философии, религии и т.д. В общем значении, это такое учение, которое признает две противоположных, нетождественных друг другу начала, полярности.

Что такое дуализм?

В широком смысле дуализм – это сосуществование двух различных принципов, устремлений и прочих областей жизни. Термин произошел от латинского слова dualis – «двойственный», впервые был употреблен в 16 веке и относился к религиозному противопоставлению добра и зла. Сатана и Господь при дуалистических взглядах на мир объявлялись равносильными и вечными. Главный принцип дуализма применим не только к религии, он состоит в том, чтобы допускать существование двух фундаментальных противоположностей. Они обладают следующими особенностями:

  • вытекают из одной области;
  • пересекаются;
  • влияют друг на друга,
  • не меняют структуру.

Дуализм в философии

Дуализм в философии – это основополагающее явление, основанное на представлении о двойственности всех элементов. В понимании людей или согласно физическим законам все в мире имеет противоположность. Философия стала первой наукой, которая усматривала «двойственность» в различных областях. Предпосылками появления данной теории можно считать определение Платоном двух миров – действительности и идей. Последователи античного мыслителя называли свои «противоположности»:

  1. Р. Декарт являлся одним из самых известных последователей дуалистической позиции. Бытие он делил на мыслящую и протяженную материи.
  2. Немецкий ученый Х. Вольф описывал дуалистов, как людей, допускающих существование двух субстанций: материальной и духовной.
  3. Его последователь М. Мендельсон называл телесную сущность и духовную.

Дуализм в религии

Религия четко определяет существования двух равных начал, пронизывающих все сущее. Злой дух постоянно соперничает с Богом, и они равноправны. Религиозный дуализм прослеживается и в древнейших религиях, и в традиционных верованиях:

  • зороастризме Древней Персии – религии свободного нравственного выбора;
  • китайском учении про ;
  • христианстве (противостояние Дьявола и Господа);
  • некоторых еретических течениях;
  • иудаизме с его верой в демонические сущности;
  • исламском представлении о мир, как о «доме бога» и «доме войны» и т.д.

Дуализм - психология

На протяжении веков наука психология рассматривает вопрос взаимодействия и его тела. Споры не утихают и сегодня. Поэтому дуализм – это в психологии понятие постоянное. Учение строится на противопоставлении сознания и мозга, существующих независимо, и противопоставляется монизму – представлению о единстве души и тела. Теория Декарта о двух равноправных субстанциях дала начало теории психофизического параллелизма и развитию психологии, как самостоятельно науки.

Дуализм - соционика

В ХХ веке швейцарский психиатр Карл Юнг ввел в психологию понятие «психических функций». Это характеристики индивидуальных процессов, которые в зависимости от типа личности преобладают в человеке. Дуализм Юнга в том, что всякая индивидуальность, особенно творческая, являет собой двойственность – синтез парадоксальных свойств, но в зависимости от характера превалируют следующие черты-функции:

  • мышление;
  • чувство;
  • ощущение;
  • интуиция.

В учениях психиатра принципы «дуальности» интерпретируются интересным образом, и вытекающая из них концепция типов личности носит название соционика. Научное течение рассматривает понятие «дуальных отношений», при которых оба партнера являются носителями дополняющих друг друга типов личности. Это могут быть брачные, дружеские и прочие связи. Один дуал психологически совместим с другим, их отношения идеальны.

Дуализм - «за» и «против»

Как и всякое учение, дуализм имеет своих последователей и противников, не приемлющих и опровергающих данную теорию, особенно с точки зрения человеческой природы. В защиту приводятся представления о душе, которая после гибели тела переживает все на свете. Также аргументами в пользу теории может стать несводимость некоторых элементов и феномены, которые возможно объяснить лишь сверхъестественным характером человеческого ума. Критика дуализма оправдана следующим:

  1. Простота поставленного вопроса и суждений о духе и теле. Материалисты верят лишь в то, что видят.
  2. Отсутствие объяснений и доказательств.
  3. Нервная зависимость умственных способностей от работы мозга.

Для понимания мира нормально существование нескольких различных позиций, даже диаметрально противоположных. Но признание двойственности некоторых вещей во Вселенной – это разумно. Две половины одной природы – добро и зло, мужчина и женщина, разум и материя, свет и тьма – являются частью целого. Они не противоборствуют, а уравновешивают друг друга и взаимодополняют.

ДУАЛИЗМ — 1. Концепция, утверждающая сосуществование двух равноправных начал. 2. В психологии — подход дуалистический.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее в объяснении сущего из наличия 2 против. начал - материального и духовного . В наиболее развитой форме в философии Нового времени Д. представлен в учении Р . Декарта . По Декарту, существуют 2 субстанции - материя и дух . Основным свойством, или атрибутом , материи является протяжение, а духа - мышление (понимаемое шире, чем принято сейчас). Свойства материи невыводимы из мышления, и наоборот; субстанции не имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения. Для психологии наибольший интерес представляет постановка Декартом проблемы человека, в котором реально сосуществуют духовное и материальное начала. Эту проблему Декарт пытался решить, опираясь на гипотезу взаимодействия (см. Интеракционизм ), в которой роль посредницы между телом и душой возлагалась на шишковидную железу мозга (эпифиз). В постановке этой проблемы обнаружилось противоречие (непоследовательность) дуалистической философии, а именно противоречие между принципом естественной причинности и наличием 2 субстанций, которые, в сущности, не могут находиться в каузальной зависимости друг от друга. Дальнейшее развитие Д., прежде всего в философии окказионализма (Н. Мальбранш, А. Гейлинкс, Г . Лейбниц и др.), показало, что решение психофизической проблемы возможно только при полном отказе от принципа причинности. Действующая, реальная причина оказалась вынесенной за пределы наличных субстанций, в высшую божественную субстанцию. Тем самым было показано, что обоснование принципов Д. требует введения единого основания, некоего начала бытия, каковым в окказионализме является субстанция Бога.

В психологии влияние дуалистической традиции было весьма существенным и проявлялось в долгой истории существования психофизической проблемы, проблемы психофизического взаимодействия, психофизиологической проблемы и т. п. В наиболее развитом виде дуалистические принципы представлены в учении психофизического параллелизма (В . Вундт , Ф. Паульсен). Учение, строящееся на противопоставлении независимо существующих души и тела, сознания и мозга, приводит либо к необходимости отказа от признания причинной зависимости, либо к редукции явлений сознания к рефлексу , к мозговым процессам. Логика необходимости введения единого основания, выявленная философией окказионализма, оказывается итогом любой формы Д.

Уже в философии Б . Спинозы картезианская постановка проблемы человека как «составленного» из тела и души была снята в утверждении существования человека в качестве мыслящего тела. Универсальная природа человека обнаруживается, по Спинозе, в способности мыслящего тела строить свое собственное движение по логике любого др. тела.

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

ДУАЛИЗМ - учение, исходящее в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал - материального и духовного. В наиболее развитой форме в философии Нового времени дуализм представлен в учении Р. Декарта. По Декарту, существуют две субстанции - материя и дух. Основным свойством, или атрибутом, материи является протяжение, а духа - мышление. Свойства материи невыводимы из мышления, и наоборот, они не имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения.

Дуализм (НФЭ, 2010)

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума - материального и духовного, физического и психического, тела и души. Можно выделить дуализм 1) гносеологический, подчеркивающий противоположность двух способов рассмотрения бытия; 2) онтологический, настаивающий на гетерогенности и принципиальной несводимости двух субстанций; 3) антропологический, подчеркивающий противоположность души и тела. Термин был введен X. Вольфом (Psychol., rat. 39).

Дуализм (Грицанов)

ДУАЛИЗМ (лат. dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический Д.: Декарт, Мальбранш и др.; именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д.: Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д.: Спиноза, Лейбниц, окказионализм, Вундт, Фехнер, Паульсен, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла (этический Д.), природного мира и свободы, факта и ценности (неокантианство), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и ранне-концептуальные космологические модели: орфизм, зороастризм, манихейство, гностицизм и др.)...

Дуализм (Кириленко, Шевцов)

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - мировоззренческая позиция, согласно которой сущность и происхождение исследуемого объекта можно уяснить, только признав наличие двух противоположных, не сводимых друг к другу равноправных начал, лежащих в его основе. Термин был введен немецким философом-рационалистом XVIII в. X. Вольфом. Типы и формы проявления Д. разнообразны. В мифологическом сознании Д. выступает как основной объяснительный принцип происхождения всего существующего и воплощается в персонифицированных образах борющихся мировых сил. Рационализированная форма мифологического Д. представлена в манихействе - учении, возникшем в III в. н.э. на Ближнем Востоке. В нравственном сознании, в некоторых религиях, в частности в христианстве, Д. принимает форму борьбы мотивов в душе человека. В философии «классический» Д. исходит из признания двух не сводимых друг к другу начал бытия, субстанций. Ярким примером философского Д. может служить концепция Р.Декарта, который выделял две независимые субстанции - «мыслящую» и «протяженную»...

Дуализм (Конт-Спонвиль)

ДУАЛИЗМ (DUALISME). Учение, видящее основу существования в двух не сводимых друг к другу началах, главным образом - в двух различных субстанциях, которыми являются материя и дух. Дуализм противостоит монизму. В частности, принцип дуализма применим к человеку, точнее говоря, к концепции человека. Быть дуалистом значит утверждать, что душа и тело суть две разные вещи, способные, во всяком случае теоретически, существовать отдельно одна от другой. Именно так полагал Декарт, по мнению которого тело так же не способно мыслить, как душа не способна к протяженности, из чего вытекает (поскольку тело протяженно, а душа мыслит), что одно действительно принципиально отлично от другого. Этой точке зрения обычно противостоит другая, утверждающая, что тело и душа не только не разъединены, как считал Декарт, но, напротив, находятся в тесном взаимодействии, что подтверждает наш общий опыт, а сегодня - еще и достижения так называемой психосоматической медицины. Подобные рассуждения, прямо скажем глупые, основаны на полном непонимании мысли Декарта и попытке выдвинуть в качестве возражения мыслителю именно ту идею, которую он сам не уставал повторять и которая доказывает его правоту...

Последние материалы сайта