Фрейдизм как философское мировоззрение. Фрейдизм

19.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОСИИ

Кафедра философии


РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия»

Тема: «Фрейдизм и неофрейдизм. Основные идеи и представители»


Работу выполнил:

Работу проверил:


Москва - 2014


Введение

Фрейдизм. Общая характеристика

2.Представители фрейдизма

3.Неофрейдизм. Общая характеристика

4.Представители неофрейдизма

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Глядя не вооруженным глазом на слова «фрейдизм» и «неофрейдизм», мы без труда можем заметить сходство в созвучии звуков этих двух слов. Этот «музыкальный» факт обуславливается тем, что данные термины имеют один общий корень - «фрейд». Что такое фрейд? Или, быть может, кто такой Фрейд? Получить ответ на этот вопрос не составит никакой сложности…

Фрейд Зигмунд - австрийский невропатолог, психиатр и психолог; основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1876-1882 г.г. работал в Венском физиологическом институте у Э. Брюкке, где познакомился со взглядами школы Г. Гельмгольца, идеи которого Фрейд позднее перенёс в психологию; в 1885-1886 г.г. в клинике Сальпетриер (Париж) у Ж. Шарко. Доктор медицины (1881 г.). С 1902 г. профессор Венского университета. В 1908 г. (вместе с Э. Блейлером и К. Г. Юнгом) основал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований", в 1910 г. - международную психоаналитическую ассоциацию. Литературная премия им. Гёте (1930 г.). После захвата Австрии фашистской Германией (1938) эмигрировал в Великобританию.

Проще говоря, Зигмунд Фрейд - это гениальный врач, внесший огромный вклад в развитие психологии, психиатрии, психоанализа. Но не только медико-научная сфера богата на его открытия и свершения: идеи Фрейда продолжают влиять на литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений являются общепризнанными, другие аспекты его теории широко дискутируются. В моей работе Фрейд предстанет талантливым философом, который позволил нам своими работами, мыслями и идеями окунуться в бездну таинства такой прекрасной науки, как философия.

В своей работе я рассмотрю особенности и раскрою суть двух философско-психологических направлений: «фрейдизм» и «неофрейдизм».


ГЛАВА I. ФРЕЙДИЗМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Фрейдизм - это общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм, как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придаёт универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.

С самого начала своего существования фрейдизм не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Широкое распространение фрейдизма началось после Первой мировой войны и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, такие кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. Научная теория Фрейда впитала в себя множество различных идей, подчерпнутых отцом-основателем из работ и концепций различных известных учёных. Так, к примеру, фрейдизм позаимствовал достаточно многое из монадологии Готфрида Вильгельма (по Лейбницу, монады есть единичные элементы реальности, отличные от атомов и представляющие собой непротяженную психическую сущность, имеющую психическую основу) и концепции порога сознания Иоганна Фридриха Гербарта, который полагал, что ряд человеческих идей, располагающихся «ниже» порога сознания, бессознательны. Немалое влияние на Фрейда оказали также воззрения Густава Теодора Фахнера, подобно Гербарту разрабатывавшему идею бессознательного и, в частности, предложившего визуализировать понятие психика посредством изображения айсберга. На развитие психоаналитической концепции Фрейда существенное влияние оказали также эволюционная теория Чарльза Дарвина, и теория Жана Шарко о воздействии гипноза для лечения истерии. Множество идей Фрейд почерпнул из Карла Густава Каруса (а именно предположение о том, что бессознательная психическая деятельность проявляется через переживания и сны), Эдуарда Гартмана и его «Философии бессознательного» и Артура Шопенгауэра. (выделявшего «волю к жизни», которую Фрейд обозначил как Эрос). Значительное влияние на формирование взглядов Фрейда оказал немецкий философ и психолог Теодор Липс, посвятивший несколько работ бессознательным психическим процессам.

На современном этапе развития психоаналитической мысли под «фрейдизмом» чаще всего понимают весь комплекс идей и трудов Фрейда - так называемую «фрейдистскую метапсихологию». «Ядром» фрейдизма является мысль о том, что основная движущая сила развития личности представлена инстиктивными влечениями - сексуальным и агрессивным. Поскольку антиподом удовлетворению данных влечений выступают запреты и ограничения, накладываемые окружающим миром, первые претерпевают процесс вытеснения, образуя таким образом бессознательное человека.


2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФРЕЙДИЗМА


К, пожалуй, самым ярким представителям фрейдизма следует отнести А. Адлера, К.Г. Юнга и О. Ранк, которые являлись ближайшими учениками З. Фрейда. Среди вышеназванных воспитанников Фрейда в 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признаётся энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению. Эту мысль А. Адлер излагает в созданной им на основе учений Фрейда Индивидуальной пихологии. Он считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка «комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

К. Г. Юнг не всю жизнь разделял взгляды великого учителя. Тем не менее, многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого. Основным трудом З. Фрейда, которым заинтересовался К. Г. Юнг и применил его постулаты в своей практике, было «Толкование сновидений».

Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой этих разногласий стали противоположные подходы к пониманию проблемы «бессознательного». С точки зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное». В школе «аналитической психологии» К. Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жиненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Отто Ранк полагал, что вся человеческая деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной "травмы рождения". Эта «травма рождения» становится первым источником возникновения страха и тревоги О. Ранк исходил из того, что момент появления на свет ребенка и отделения его от матери является травмирующим событием в жизни человека. Стремление к возвращению в чрево матери, к восстановлению предшествующего положения непосредственно связано с травмой рождения.


НЕОФРЕЙДИЗМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Неофрейдизм - направление в психологии, развившееся в 20-30-ые годы XX века, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру личности человека, разделив её на Эго («Я»), Суперэго («СверхЯ») и Ид («Оно») Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.

Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.

Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, будучи первоначально сформулированными основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер. Более того, многие теоретические положения классического психоанализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципиальной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Однако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию природы различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества) легли в основу учения современных неофрейдистов.

Таким образом, неофрейдисты, как и фрейдисты, объясняют поведение человека деятельностью бессознательного. Кроме того, они также объясняют психические заболевания динамикой бессознательных процессов. Подобно Фрейду, неофрейдисты сохраняют понятия вытеснения и сопротивления и используют те же самые психоаналитические методы, изобретенные Фрейдом: толкование сновидений, свободные ассоциации, трансфер и т.д.

Сходство фрейдизма и неофрейдизма (и новейших психоаналитиков "я") - в их общем пониманий бессознательного как двигателя человеческого поведения, в подчеркивании роли вытеснения и применении психоаналитической техники. Объединяет их также анализ культуры и общества, основанный на бессознательном. Таким образом, мы видим, что буржуазная идеология бесконечно изобретательна, предлагая одну и ту же идеологическую пищу под различными соусами. Неофрейдизм - приправа к главному блюду Фрейда - бессознательному, - учитывающая роль социальных и культурных факторов в детерминации нормальных и патологических явлений человеческой психики.


ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕОФРЕЙДИЗМА


Основными представителями неофрейдизма Г. Саливан, К. Хорни, Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа.Личность человека, по Салливану, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, то есть «личность - это модель повторяющихся «межличностных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов - от vмладенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве - на основе общения с представителями другого пола и т. д. Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке <#"justify">Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек - это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.

Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем которого он считал К. Маркса. Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения З. Фрейда Э. Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.

Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие - ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы - желающие жить и некрофилы - стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое.

Поскольку вся социально-философская концепция Фромма пронизана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви. По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он определяет как готовность человека к Поступкам.

Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура - страсти человека и тревоги его - продукт культуры».

фрейдизм неофрейдизма психоанализ

Из всех загадок существования ни одна не представляет для современного человека такой важности, как загадка собственного бытия и установления своей особой, личной обусловленности и исключительности.

К этому средоточию внутренней жизни человека Фрейд еще раз приблизил психологию, ставшую к тому времени абстрактною наукою. Он впервые развил с почти художественной мощью заложенные в человека драматические элементы - эту судорожную игру мельканий в сумеречном свете подсознательного, где ничтожный толчок отдается отдаленнейшими последствиями и в самых изумительных сочетаниях сплетаются прошлое с настоящим - поистине целый мир в тесном кругообороте человеческого тела, необозримый в своей цельности и все же обаятельный как зрелище, в непостижимой свое закономерности.

А закономерное в человеке, - в этом решающая переустановка фрейдовского учения, - никоим образом не поддается академической схематизации, но может быть только пережито, изжито совместно с ним и познано в процессе этого изживания, в качестве единственно ему свойственного. Личность человека постигается не с помощью застывших формул, но исключительно по отпечаткам посланных ему судьбой переживаний; поэтому всякое врачевание в тесном смысле этого слова, всякая помощь в смысле моральном предполагают, по Фрейду, познание личности, но познание утверждающее, сочувствующее и в силу этого действительно полное. Поэтому уважение к личности, к этой, в гетевском смысле, "явленной тайне" есть для него непреложное начало всякой психологии и всякого душевного врачевания, и Фрейд, как никто другой, научил нас хранить это уважение как некий моральный закон.

Лишь благодаря ему тысячи и сотни тысяч узнали об уязвимости души, в особенности детской, и перед лицом вскрытых им изъявлений начали понимать, что всякое грубое касание, всякое бесцеремонное залезание (часто при посредстве одного лишь слова!) в эту сверхчувствительную, одаренную роковой силой припоминания материю может разрушить судьбу и что, следовательно, всякие необдуманные запреты, наказания, угрозы и меры принуждения возлагают на наказывающего неведомую до того ответственность. Он неизменно внедрял в сознание современности - школы, церкви, зала суда - уважение к личности, даже на путях ее отклонения от нормы, и этим более глубоким проникновением в душу насадил в мире больше предусмотрительности и снисходительности.

Искусство взаимного понимания, это наиболее важное в человеческих отношениях искусство, которое может способствовать возникновению высшей гуманности, в развитии своем обязано учению Фрейда о личности много больше, чем какому-либо другому методу современности; лишь благодаря ему стали понятными нашей эпохе, в новом и действительном понимании, значение индивидуума, неповторимая ценность всякой человеческой души. Идя своим, сторонним путем, Фрейд неизменно попадал в средоточие жизни - в область человеческого.

И в то время как специалисты все еще не могут помириться с тем, что его творчество не выдержано в строго-академических формах медицины, естествознания или философии, в то время как тайные советники и ученые все еще яростно спорят об отдельных пунктах и о конечной цели его труда, учение Фрейда давно уже выявилось, как непреложно-истинное - истинное в том творческом смысле, который запечатлен в незабываемых словах Гете: "Что плодотворно, то единственно-истинно".


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, если мы рассматриваем психоанализ как систему научных знаний о мировоззрении, психологии и философии, то фрейдизм это общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. И А. Адлер, и К. Юнг являются представителями фрейдизма. В конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Идеи нефрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистгов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов во времена выступлений "новых левых", которые с энтузиазмом восприняли идеи Райха о "сексуальной революции", Маркузе об "одномерном" человеке и необходимости "великого отказа" как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


.Бруенок А. В., Д. Н. Ляпиков «Советская энциклопедия, 1969-1978. 30 т. - М.

2.Волошинов В. Н., «Фрейдизм» -. М. - Л., 1927 - 164 с.

.Головин С. «Фрейдизм. Cловарь практического психолога» - Харвест, АСТ, 2001. - 512 с

.Куттер П.; Мюллер Т. «Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов». - М.: Когито-Центр, 2011. - С. 27. - 384 с.

.Лактионов А. И. «Бегство от свободы». (Пер. с англ.) - М.: АСТ; Москва, 2009. - 17 с.

.Лейбин В. М., «Истоки возникновения психоанализа. Психоанализ» (Глава 2) - Санкт_Петербург, 2008. - 592 с.

.Шульц, Д., Шульц, С. «Психоанализ: истоки. История современной психологии». - Евразия, 2002. - 544 с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основателем фрейдизма является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление психоанализа. К психоаналитическим теориям относятся концепции Карен Хорни, Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Вильгейма Райха и др. Каждый из них вносил свои новые и оригинальные идеи в это направление.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех структур, уровней: "Оно", "Я", "Сверх-Я" (структурная модель психической жизни).

  • 1. "Оно" (Ид) - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений, агрессивных и сексуальных. "Оно" насыщено сексуальной энергией (либидо). Человек - замкнутая энергетическая система. Количество энергии у каждого человека - величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.
  • 2. "Я" (Эго) - это уровень сознания. "Я" находится в состоянии постоянного конфликта с "Оно", подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На Эго воздействуют три силы: "Оно", "Сверх-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности.
  • 3. "Сверх-Я" (Супер-Эго) служит носителем моральных стандартов. Это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то Эго испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

"Я" ответственно за принятие решений, стремится выразить и удовлетворить желания "Оно" в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром. Таким образом, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Именно Эго анализирует, рассуждает, принимает решения.

Становление психики, особенно "Сверх-Я", у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, по мнению Фрейда, скрыт ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство вины, боится отца. Страшась кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, т.е. преодолевает эдипов комплекс (к пяти-шести годам), и у него возникает "Сверх-Я", совесть.

"Сверх-Я" содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека; позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и что безнравственно. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам индивид; он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

"Сверх-Я" не пускает инстинкты в сферу "Я", и тогда энергия инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная, трудовая активность), в формах поведения (в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, особенностях забывания). Таким образом, сублимация - это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе.

Если энергия либидо не находит выхода, то у человека возможны психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между "Я" и "Оно" применяются средства психологической защиты. Такое поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые он пока не может решить; позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.); "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему. Но с течением времени, если человек не решает проблему, защитный механизм может быть препятствием личностного роста. Поведение человека становится мало предсказуемым, он может вредить сам себе; он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить. Таким образом, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя новыми псевдопроблемами.

Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

  • 1) вытеснение (подавление) - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики "Оно". Подавление не бывает окончательным: вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. В результате энергии может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека, вследствие чего вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Выделяют:
    • o полное подавление, когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает и не знает, что они были в его жизни, однако они косвенно влияют на его здоровье и поведение;
    • o частичное подавление (вытеснение), когда человек сдерживает переживания, старается о них не думать, но полностью забыть не может, и вытесненные переживания прорываются в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и т.п.;
  • 2) отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как неправды ("этого не может быть"). Человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
  • 3) рационализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, которая может человеком и не осознаваться;
  • 4) инверсия (противодействие) - подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства. Например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору;
  • 5) проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, недостатков, в которых человеку трудно признаться самому себе. Когда что-то осуждается в других, именно это человек не принимает в себе, но не может признать, не хочет понять, что эти же качества присуши и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи - обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю". Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи;
  • 6) замещение - проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т.е. сестра и собачка замещают родителей, на которых ребенок сердит;
  • 7) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к раздвоенности личности, неполному "Я";
  • 8) регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования. Устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника. В трудных стрессовых ситуациях порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.). В тяжелых случаях, когда настоящая ситуация для человека невыносима, психика защищается, возвращаясь на более ранний и безопасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни.

Вес защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • а) действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • б) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

В 1900 годах Зигмунд Фрейд выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего – сознанием и стихийными бессознательными влечениями. Расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза.

Появилось такое течение, как Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.

Первые идеи, заложившие фундамент для фрейдизма, начали формироваться во время, когда З. Фрейд был студентом старших курсов медицинского факультета Венского университета. Одним из первых крупных толчков к зарождению данного направления в психологии было посещение Фрейдом семинаров и открытых уроков известного французского врача-психиатра Жана Шарко, который исследовал причины возникновения и лечение истерии, в частности, применение для данных целей гипноза. Опыт и знания, полученные Фрейдом в ходе своей парижской стажировки у Шарко, в дальнейшем нашли применение в ходе совместной работы с венским учёным Йозефом Брейером, который разрабатывал сильно воодушевивший Фрейда метод лечения истерии под названием «катартический метод». От последнего, впрочем, сам Фрейд вскоре отказался, признав его несовершенным и заменив другим подходом к лечению, методом свободных ассоциаций, который стал одним из краеугольных камней фрейдизма. Совместно с Брейером Фрейдом была написана важнейшая для возникновения новой науки работа - книга «Исследования истерии» (1895), которая, помимо прочего, дала толчок к возникновению одной из важнейших для фрейдизма идей - концепции трансфера (переноса), а также легла в основу появившимся позднее представлениям об эдиповом комплексе и инфантильной (детской) сексуальности.

В ходе клинической практики Фрейд неоднократно наблюдал у своих пациентов множественные конфликты, вызванные, по его мнению, противостоянием между влечениями, - в частности, он установил, что социально детерминированные запреты зачастую ограничивают проявление биологических побуждений. На основании данных наблюдений учёный разработал оригинальную концепцию психической организации, выделив три структурных элемента личности: «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго») и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»).

Понятие «Оно» (Ид) было позаимствовано Фрейдом у немецкого врача Георга Гроддека, который использовал его для обозначения неизвестной силы, управляющей поступками человека. В переписке с Гроддеком Фрейд выражал восхищение открытием коллеги и настаивал, чтобы аналитики (во избежание недоразумений) противопоставляли не сознательное бессознательному, а «Я» вытесненному материалу. Понятие окончательно утвердилось в психоаналитическом лексиконе после публикации работы «Я и Оно» в 1923 году. Позднее, описывая происхождение термина, Фрейд ссылался уже не на Гроддека, а на Ницше, который употреблял это слово для обозначения безличного, природно-необходимого в человеке «Оно», согласно фрейдовской концепции, служит основой для двух других проявлений личности, содержит энергию для них. «Оно», по сути, статично - не находясь под влиянием внешнего мира и не контактируя с ним, «Оно» не меняется с течением жизни человека.

«Я» (Эго) - это, по сути, и есть личность человека, олицетворение его разума. «Я» осуществляет контроль над всеми процессами, проходящими в психике индивидуума. Его основная функция заключается в поддержании взаимосвязи между инстинктами и действиями. «Я» регулируется принципом реальности, в то время как «Оно» - принципом удовольствия. «Я», по Фрейду, черпает энергию для своего функционирования из «Оно», находясь как бы между молотом и наковальней: с одной стороны, «Я» обороняется от требований «Оно» (в удовлетворении бессознательных желаний), с другой - вечно защищается от давления «Сверх-Я», выполняющего функции цензуры; таким образом, сущность деятельности «Я» заключается в гармонизации сил, воздействующих на него

«Сверх-Я» (Супер-Эго) - психическая инстанция, которая включает «родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть. В метафорическом значении „Супер-Эго“ выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи». Основная деятельность «Сверх-Я» заключается в ограничении, запрещении или осуждении деятельности сознания («Я»), а также бессознательного («Оно»). Именно «Сверх-Я» ответственно за существующие у личности моральные нормы.

Финальным открытием, положившим начало фрейдизму, стала разработка техники толкования сновидений (1900). Эту технику З. Фрейд считал своим величайшим открытием, «озарением», которые, по его словам, «выпадают на долю человека, но только раз в жизни». Начиная с 1902 года формирование фрейдизма происходило семимильными шагами, новое направление в психологии начало приобретать всё больше последователей, неустанно привлекая интерес молодых учёных, к концу десятилетия сплотившихся под управлением Фрейда в «Венское психоаналитическое объединение»

В конце 1930-х годов возник неофрейдизм, который стремится превратить Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда.

Фрейдизм - это общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение австрийского врача-психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.

Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейдизм придаёт универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности. Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения.

Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годов возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признаётся энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у австрийского врача и психолога, создателя системы индивидуальной психологии Альфреда Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению, в школе аналитической психологии Карла Густава Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы, а для О. Ранка (Австрия) вся человеческая деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной «травмы рождения».

Широкое распространение фрейдизма началось после 1-й мировой войны 1914 - 1918 и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, такие кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления Фрейдизма стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. Выделилось биологизаторское течение, клонящееся в сторону позитивизма и бихевиоризма и особенно влиятельное в США; оно оказало значительное воздействие на развитие психосоматической медицины (психосоматика); к этому же направлению примыкают и опыты сближения Фрейдизма с рефлексологией, кибернетикой и т.д.

Получил распространение так называемый социальный фрейдизм; в своей традиционной форме он рассматривает культурные, социальные и политические явления как результат сублимации психосексуальной энергии, трансформации первичных бессознательных процессов, играющих во фрейдизме роль базиса по отношению к социальной и культурной сфере.

В конце 1930-х годов возник неофрейдизм, который стремился превратить Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда; наибольшее распространение он получил в США после 2-й мировой войны 1939 - 1945 (Эрих Фромм, Карен Хорни, Харри Стэк Салливан).

С конца 40-х годов 20 века под воздействием экзистенциализма возникли т. н. экзистенциальный анализ (швейцарский психиатр и психоаналитик Людвиг Бинсвангер) и медицинская антропология (немецкий врач-невролог и философ, представитель психосоматического направления в медицине Виктор фон Вайцзеккер). Характерны попытки использования Фрейдизма со стороны протестантских (Рейнхольд Нибур, Пауль Тиллих) и отчасти - католических теологов (И. Карузо в Австрии, т. н. левые католики и др.). Специфическое преломление фрейдизм получил в 1960-х годах в идеологии движения «новых левых» (Герберт Маркузе, «Эрос и цивилизация», 1955, и др.) через посредство ученика Фрейда Вильгельма Райха, идеолога т. н. сексуальной революции.

Влияние фрейдзма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии (американская культур-антропология, тесно связанная с неофрейдизмом), литературоведении, художественной и литературной критике (см., например, Ритуально-мифологическая школа) и др. Наряду с этим воздействие Фрейдизма сказалось в теории и практике различных модернистских художественных течений (Сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через привлечение бессознательного, и т.д.).

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856 - 1939). На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х уровней: "ОНО", "Я", "СВЕРХ-Я" .

"ОНО" - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. "ОНО" насыщено сексуальной энергией - "либидо". Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека - постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "ОНО" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека.

Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень "Я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с "ОНО", подавляет сексуальные влечения. На "Я" воздействуют три силы: "ОНО", "СВЕРХ-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу "реальности".

"СВЕРХ-Я" служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "ОНО", но в противовес "СВЕРХ-Я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. "СВЕРХ-Я" не пускает инстинкты в "Я", и тогда энергия этих инстинктов воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях). Если энергия "либидо" не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска.

Для спасения от конфликта между "Я" и "ОНО" применяются средства психологической защиты:
- вытеснение, подавление - непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное "ОНО";
- проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу;
- рационализация - бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею.
Становление психики у ребенка происходит через преодоление Эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Ребенок преодолевает Эдипов комплекс (к 5 - 6 годам) и у него возникает "СВЕРХ-Я", совесть. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности.
Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. По его мнению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, огда рот младенца становится эрогенной зоной - зоной удовольствия (оральная фаза). Примерно в возрасте 4-х лет начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка при неспособности разрешить эдипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии.

В поздних работах Фрейд выдвинул предположение о существовании двух категорий инстинктов: тех, что служат цели сохранения жизни (инстинкт любви - Эрос) и тех, что противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти - Танатос). При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угроза исходит от конкретного внешнего источника, при невротической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов - позднее она проявляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Инстинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психиатрическим заболеваниям (например, шизофрения), для которых свойственна значительная деформация Эго и восприятия реальности.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и придать этой энергии новое направление. Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: "Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности".

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, человек с позиции фрейдизма - это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное.

Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Фрейдизм как философское и психологическое учение возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1896 – 1939).

В центре внимания Фрейда – проблема бессознательного.

Занимаясь клинической практикой, фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, обмолвках. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и т. обр. освободиться от комплекса переживаний.

В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:

1)«Оно » – бессознательное, сфера инстинктов;

2)«Я » – область сознания, контролирующая все психические процессы;

3)«Сверх-Я » – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.

Важную роль в учении Фрейда играет понятие «сублимация », означающее переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально одобряемые: творчество в области науки, искусства, социальную деятельность. В своей книге «Тотем и табу» он пишет, что религия, искусство, мораль, общественная деятельность есть не что иное, как перенесение либидо на несексуальную деятельность. Сублимация – источник развития культуры. В творческой деятельности – выход из конфликта между природным, инстинктивным и социальным.

Заслуга Фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания.

Идеи Фрейда получили свое развитие в учении Карла Густава Юнга (швейцарский психолог и социолог).

Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного . коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Таковы образы Матери-Родины, Героя, Дракона – врага Героя и др.

Влиянием коллективного бессознательного Юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Так, идею национал-социализма в Германии он рассматривал как пробуждение в коллективном бессознательном мифологического древнегерманского бога грозы и неистовства.

Эрих Фромм (1900 – 1980) – представитель неофрейдизма. В своей концепции личности он использует положения работ Маркса и Фрейда. Рассматривает человека как синтез биологического и социального. Он вводит понятие социального бессознательного, которое представляет собой совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы и возникающая в результате общего образа жизни и общих переживаний. Фромм выделяет 4 типа социального характера: пассивный, типичный для феодального общества; накопительский и эксплуататорский, характерный для капитализма, и рыночный, господствующий в современном западном обществе, когда и сам человек становится товаром. Капиталистические, потребительские отношения не соответствуют природе человека, они формируют больное общество. Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.

Последние материалы сайта